Крюковский и Харьковский вагоностроительный заводы обвинили в картельном сговоре
История с закупкой пассажирских вагонов началась в мае 2018 года, когда АО «Укрзализныця» объявила тендер на поставку пассажирских вагонов. В этом тендере приняли участие два украинских производителя – ПАО «Крюковский вагоностроительный завод» и ООО «Харьковский вагоностроительный завод». Победителем этого тендера с ценой договора в 1,52 млрд. грн. стало ПАО «КВСЗ», с которым и был подписан договор на поставку 54 пассажирских вагонов. Договор предусматривал поставку таких вагонов: 2 купейных спальных вагона для международных перевозок модели 61-7034 по 32,28 млн. грн.; 11 купейных спальных с купе начальника поезда модели 61-779 исполнения 02 по 28,79 млн. грн.; 21 купейный спальный вагон модели 61-779 исполнения 02 по 28,04 млн. грн.; и 20 купейных вагонов типа СВ модели 61-779А исполнения 02 по 27,52 млн. грн.
Еще в начале сентября 2018 года интернет-издание «Наши гроши», базируясь на информации «Укрзализныци», обвинила ПАО «Крюковский вагоностроительный завод» в значительном повышении цены на пассажирские вагоны. По данным интернет-издания, «Тверской вагоностроительный завод» в Российской федерации продавал «Российским железным дорогам» аналогичные пассажирские вагоны по 825 тысяч долларов. Кроме того, была обнародована информация о том, что в июле 2016 года ПАО «КВСЗ» продавало купейные спальные вагоны 61-779 по цене 16,9 млн. грн., в апреле 2017 года – 23,3 млн. грн., а в сентябре 2018 года цена возросла до 28,04 млн. грн.
«Наши гроши» отметили, что предложение конкурента ПАО «КВСЗ» – ООО «Харьковский вагоностроительный завод» практически не отличалось по цене, во время аукциона по тендеру ни один поставщик не снижал цены, а разница между ожидаемой стоимостью закупки вагонов и ценой договора составила всего 12 тысяч гривен.
Несмотря на претензии СМИ, «Укрзализныця» по результатам тендера подписала договор с ПАО «КВСЗ» на поставку 54 пассажирских вагонов на протяжении года с момента подписания договора. Завод начал производить вагоны, а «Укрзализныця» до какого-то времени принимала их в эксплуатацию. Однако вся эта история закончилась судебным разбирательством – «Укрзализныця» не захотела выкупать у ПАО «КВСЗ» законтрактованные вагоны ссылаясь на то, что средства на их закупку в финансовом плане компании, который был утвержден Кабинетом Министров Украины, не были предусмотрены.
Спустя год с дня подписания договора на поставку пассажирских вагонов между АО «Укрзализныця» и ПАО «КВСЗ», интернет-издание «Наши гроши» снова вернулось к теме закупки вагонов. На основе анализа тендерной документации журналист этого интернет-издания сделал выводы о том, что тендерная документация двух поставщиков – ПАО «КВСЗ» и ООО «ХВСЗ» якобы готовилась одними и теми же людьми, что, по его мнению, свидетельствует о картельном сговоре с целью повысить цену на пассажирские вагоны.
Кроме этого, журналист «Наших грошей» утверждает, что тендерные условия «Укрзализныця» якобы написала таким образом, чтоб не пустить иностранных производителей пассажирских вагонов. Однако, журналист очевидно забывает, что пассажирские вагоны «Укрзализныци» и пассажирские вагоны, которые эксплуатируются в Европе имеют разные габариты, т.е. конкурентами украинских производителей мог бы стать… «Тверской вагоностроительный завод»…
Тему «картельного сговора» украинских производителей пассажирских вагонов подхватил на своей странице руководитель АО «Укрзализныця» Евгений Кравцов. Текст его поста приведем дословно:
«Вагон за миллион долларов США. Не очень качественный, зато дорогой. А у тебя нет выбора, потому что участников в тендере всего два, подвижной состав хочешь обновить, но понимаешь, что что-то тут не так.
Есть определение для таких ситуаций – картельный сговор.
Два участника ставят космическую цену на вагон – в районе 1 млн. долларов. Ценовые предложения отличаются на десятитысячные доли процента, и цену никто не перебивает. Документация обоих «конкурентов» очень похожа, а главное – похожее желание заработать на «Укрзализныце».
Где-то читал, что коллеги с КВСЗ назвали нас «ненадежными парнями». Мы как раз надежные в своем желании сделать железную дорогу экономические эффективной. А не молча выполнять грабительские условия и идти на уступки.
Меня удивляет такая позиция большого национального производителя, но пусть делают выводы компетентные структуры. Юридический департамент и департамент экономической безопасности уже получили поручение разобраться в этой «ненадежной» истории. А документы переданы в антимонопльное ведомство, вряд ли они сторонники таких сговоров поставщиков», – написал Евгений Кравцов.
Анализируя эту ситуацию, кажется, что руководство «Укрзализныци» решило «помахать руками после драки». Начнем с того, что ожидаемую стоимость закупки пассажирских вагонов устанавливали структуры «Укрзализныци». И никто не мешал им установить стартовую цену вагона на более низком уровне. Кроме того, удивительно, почему тендерный комитет все той же «Укрзализныци» еще год тому назад не заметил те странности в тендерной документации, на которые обратил внимание журналист «Наших грошей». Поэтому кажется, что цель этой истории одна – обосновать нежелание «Укрзализныци» выполнять свои обязательства перед ПАО «КВСЗ». Что касается частных производителей, то нужно понимать – они не меценаты. И на тендерах в большинстве случаев выставляют цену ориентируясь на ожидаемую стоимость закупки, которую определяет заказчик.
Заметим тут еще одну деталь – «Пассажирский транспорт» писал о модернизации пассажирских вагонов для польского оператора пассажирских железнодорожных перевозок – «PKP Intercity». Завод Цегельского в Познани провел модернизацию 60 пассажирских вагонов компании «PKP Intercity». Эта моденизация обошлась в 273 миллиона злотых, что эквивалентно 1 миллиарду 728 миллионам 90 тысячам гривен по нынешнему курсу. Таким образом не постройка, а модернизация одного вагона обошлась компании «PKP Intercity» в 28,8 млн. грн., т.е. практически по цене новых вагонов ПАО «КВСЗ».