Возобновили движение узкоколейных поездов на Одесской железной дороге (ФОТО, ВИДЕО)
В городе Гайворон Кировоградской области возобновляют движение пассажирских поездов на узкоколейке, которая относится к региональному филиалу "Одесская железная дорога" "Укрзализныци". Узкоколейные поезда от Гайворона до Рудницы и обратно отменили еще в марте 2020 года, в связи с карантином - и затем не восстанавливали.
14 октября мы проехали первым рейсом узкоколейного поезда от Гайворона до Рудницы. Подробности - в нашем видеосюжете.
Первый рейс состоялся точно по расписанию, минута в минуту. Первоначально в поезде ехали в трех вагончиках под сотню пассажиров - но большинство из них оказались жителями Гайворона, которые просто прокатились до первой же остановки у моста через Южный Буг. До Рудницы доехало пару десятков человек, и еще человек 7-8 подсели по дороге. На остановке на станции Бершадь узкоколейный поезд встречали несколько десятков человек - они пришли просто посмотреть. Первую сотню билетов за свой счет выкупил горсовет Гайворона.
Узкоколейная железная дорога с центром в Гайвороне была построена еще в конце XIX века и первоначально представляла собой огромную и широко разветвленную сеть так называемых "подъездных путей" которая проходила от Житомира и Бердичева до Подгородней на берегу Южного Буга и имела длину свыше 700 километров в разных направлениях.
В настоящее время от этой узкоколейной железной дороги остался только участок длиной чуть более 100 километров от станции Рудница в Винницкой области до станции Голованевск в Кировоградской. Центр, вагонное и локомотивное депо узкоколейки - в Гайвороне.
До марта 2020 года пассажирское движение было только на участке Гайворон - Рудница длиной 78 километров. Здесь ходил один ежедневный поезд, а еще один ходил три раза в неделю. Поезда от Гайворона до Голованевска прекратили ходить еще в начале 2019 года.
Сейчас, после полуторагодового перерыва, запустили только один ежедневный поезд сообщением "Гайворон - Рудница - Гайворон".
Отправление поезда из Гайворона в 17:20, остановка в Бершади в 18:33 - 18:35, прибытие в Рудницу в 21:03. В обратном направлении отправление из Рудницы в 4:05, стоянка в Бершади в 6:34 - 6:39, прибытие в Гайворон в 7:51.
На станции Рудница с узкоколейки можно пересаживаться на несколько пассажирских поездов - "Измаил - Одесса - Киев", "Одесса - Ковель", "Одесса - Львов - Ивано-Франковск - Рахов", "Львов - Херсон", а также на электрички "Одесса - Вапнярка" и "Кодыма - Вапнярка - Казатин". Однако расписание поездов таково, что пересадки получаются не всегда удобными - например, поезд из Измаила и Одессы на Киев прибывает в Рудницу через 10 минут после того, как из Рудницы уходит узкоколейный поезд на Гайворон. Так что, некоторые корректировки расписания узкоколейного поезда с его отправлением из Рудницы на 15-20 минут позже и тому подобные - могут оказаться весьма полезными для пассажиров.
Перед возобновлением движения пути между Гайвороном и Рудницей подремонтировали, заменив более 1200 шпал и расчистив пути от выросших "в габарите" кустов и деревьев. Ограничения по скорости пока остаются те же, что и до 2020 года - местами поезд плетется на 15-20 км/час, а местами - разгоняется и до 40-50 км/час. В планах "Укрзализныци" - заменить к весне 2022 года еще несколько тысяч шпал, повысить среднюю скорость движения и сократить время в пути с нынешних примерно 2 ч. 40 минут до 2 часов.
Также к весне 2022 года планируют ремонт и линии до Голованевска с возобновлением движения и туда.
Запуск стал возможен благодаря совместным усилиям городских властей Гайворона, любителей и энтузиастов железных дорог, ряда депутатов Винницкого и Кировоградского областных советов, а также новой позиции руководства "Укрзализнцы", нацеленной на сохранение этой и других узкоколеек в сотрудничестве с местными властями и людьми.
В частности, в 2021 году в Гайвороне провели несколько мероприятий с целью привлечения внимания к проблемам бездействующей узкоколейки и возобновления движения на ней. Это были заказные поездки на узкоколейном поезде под старым паровозом и даже "узкоколейный фестиваль" в Гайвороне.
Сохранившийся подвижной состав узкоколейки - весьма невелик. Это 4 магистральных тепловоза ТУ2, выпущенных во второй половине 1950-х гг. и шесть пассажирских вагонов польской постройки конца 1950 - начала 1960-х гг. "Пафаваг". Также имеется один паровоз 1950 г. постройки, два снегоочистителя (один рабочий, второй музейный экспонат) и менее десятка грузовых вагонов - платформы, крытые вагоны и одна цистерна, а также уникальная дрезина, сделанная из советского лимузина "ЗИМ". Тепловозы и пассажирские вагоны содержатся в очень хорошем техническом состоянии и при должном уровне обслуживания и ремонтов вполне смогут прослужить еще пару десятков лет и даже более.
Грузовые перевозки по узкоколейке прекратились еще в начале 1990-х гг.
Сейчас же узкоколейная железная дорога имеет перспективы для сохранения и развития одновременно как объект пассажирской транспортной инфраструктуры для местного населения Винницкой и Кировоградской областей и как туристический объект. Для более чем десяти населенных пунктов узкоколейка является единственным доступным видом пассажирского транспорта ввиду отсутствия дорог. А для туристов эта узкоколейка интересна своей историей, фактом того, что это самая длинная узкоколейка в Европе, а также сохранившимся "ретро"-подвижным составом середины ХХ столетия. Также в окрестностях узкоколейки немало красивых пейзажей, несколько мостов, исторические и культурные места в Гайвороне, Бершади и селе Черномин около Рудницы.