Два города Румынии могут остаться без трамвайного движения

Вторник , 3 марта 2020, 13:34
В городе Ботошани трамвай закрывают из-за плохого состояния сети, а в Галаце – из-за длительной реконструкции двух улиц
Два города Румынии могут остаться без трамвайного движения

Хотя соседняя Румыния с 2007 года является полноправным членом Европейского Союза, общественный транспорт ее городов далек от европейских стандартов. Несмотря на то, что в «старой Европе» говорят о приоритете электрического транспорта перед транспортом, оснащенным двигателями внутреннего сгорания, в ряде городов Румынии ситуация диаметрально противоположная.

К примеру, власти города Ботошани на северо-востоке Румынии в феврале этого года приняли решение о закрытии трамвайного движения в городе с мая 2020 года. Официальная причина такого решения – износ как трамвайной инфраструктуры, так и подвижного состава. Сейчас в городе на балансе муниципальной транспортной компании «Eltrans» находится 32 трамвайных вагона модели «Tatra T4», из которых в рабочем состоянии находится 22 трамвая. Средний возраст трамваев Ботошани – более 45 лет. Все эти трамваи закуплены в начале 2000-х годов и в 2011 году в немецком городе Дрездене и являються высокопольными. Они выпущены заводом «ЧКД-Прага» в 1971 – 1982 годах. Ни одного нового низкопольного трамвайного вагона Ботошаны не закупали. Вместо трех десятков старых трамваев с мая 2020 года пассажиров будут перевозить 9 новых низкопольных автобусов турецкого производства. Заметим, что трамвайная история города Ботошани была недолгой – первая трамвайная линия тут открылась в 6 сентября 1991 года, вторая – 10 ноября 1993 года. Всего в городе Ботошани проживает меньше 120 тысяч жителей – это размер крупного райцентра в Украине. В городах такого размера в нашей стране, как правило, работают только автобусы, лишь иногда – троллейбусы.

Что касается Галаца, то там трамвайное движение закрывают не насовсем, а на 1,5 года. Это связанно с тем, что начинается масштабная и длительная реконструкция Strada Siderurgistilor и бульвара 1 декабря 1918 года. На время реконструкции трамвай в Галаце заменят автобусы. Что касается Галаца, то трамвайный парк этого города представлен трамвайными вагонами «Duewag» и «Tatra», средний возраст которых около 48 лет. Эти трамвайные вагоны также закуплены в Германии. Всего в парке Галаца 31 трамвайный вагон-ветеран, нових трамваев этот город не закупал. Движение  трамвая в Галаце было открыто в 1900 году. Параметры питания местных трамваев достаточно специфичны – напряжение в контактной сети 750 Вольт.

Кроме трамвая, в Галаце также работает троллейбус, он, к счастью, находится в гораздо лучшем состоянии, чем трамвай – средний возраст троллейбусов меньше 8 лет. Это современные машины «Skoda 26Tr» и белорусские машины МАЗ-Этон 203. Всего в городе 25 троллейбусов.

Заметим, что раньше Галац был мощным промышленным центром. Тут находится металлургический завод Арселор-Миттал Галац, крупная судоверфь и другие предприятия. В Галац через территорию Одесской области ранее возили криворожскую руду, для чего даже были построены специальные «обходные» ветки. Со средины 2000-х годов, правда, население Галаца значительно уменьшилось -  в 2005 году тут проживало около 330 тысяч жителей, в средине 2010-х – только около 250 тысяч.

Закрытие сетей электротранспорта из-за устарелости и катастрофического износа подвижного состава, которое мы сейчас наблюдаем в Ботошани, далеко не первый случай для «новой Европы», т.е. для стран, которые стали членами Европейского Союза в 2000-е годы. Небольшие электротранспортные системы, как правило, не получают финансовой помощи от Европейского Союза – она в основном идет в те города, которые являются «витриной» новых членов ЕС.

Заметим, что несмотря на финансовую поддержку от ЕС, даже в таких на первый взгляд успешных странах, как Польша и Чехия, львиная доля трамвайных парков и сейчас состоят из трамвайных вагонов, выпущенных как минимум 30 лет тому назад. В частности, в столице Чехии Праге до сих порт на линии работают модернизированные трамвайные вагоны «Tatra Т3» после глубокой модернизации с заменой системы управления. Отдельные вагоны выпущены еще в 1960-х годах, однако до сих пор в строю. Что же касается Польши, то тут вместе с трамваями завода «Констал», которые помнят не только Леха Валенсу, но и Войцеха Ярузельского, активно эксплуатируются «бэушные» трамвайные вагоны, выпущенные в 1960-80 годах, закупленные в Германии. К примеру, в Щецине эксплуатируются берлинские трамвайные вагоны «Tatra KT4DtM» и «Tatra T6A2DМ».

Польские транспортные эксперты отмечают, что именно закупка «бэушных» трамвайных вагонов позволила сохранить в городах этой страны трамвайное движение в больших объемах. Даже среднестатистическому польскому городу без помощи Европейского Союза проблематично закупать новые трамвайные вагоны не только европейского, но и польского производства, ведь цены на современные трамваи стартуют от 1 миллиона евро. Поэтому поляки считают, что требовать запрета на ввоз «бэушных» трамваев было бы равноценным требованию закрыть значительную часть трамвайных линий в польских городах. Что уже говорить об Украине, где только бюджет Киева составляет более 1 миллиарда евро.

comments powered by HyperComments