Бюджет, кредиты, лизинг или как города Украины ищут средства на обновление городского общественного транспорта

Дмитрий Янкивский  |  Вторник , 9 апреля 2019, 12:36
Не секрет, что общественный транспорт в городах Украины далек от европейского уровня качества перевозок, однако для европейского уровня нужны и европейские капиталовложения.
Бюджет, кредиты, лизинг или как города Украины ищут средства на обновление городского общественного транспорта

О том, что украинский городской общественный транспорт очень далек от европейских стандартов не говорил только ленивый. Однако, хотим мы этого или нет, качество перевозок напрямую зависит от весьма прозаического фактора – от наличия денег. Как в кармане обычных граждан, так и в бюджете городов, которым принадлежать горэлектротрансы, так и в бюджете частных перевозчиков. А эти денег, увы, не хватает у всех… Так как же быть, ведь если вообще не вкладывать средства в городской общественный транспорт его вообще скоро не станет.


 

Про бюджетные средства...

Самый простой способ – это найти на закупку бюджетные средства, провести тендер и получить новые трамваи, троллейбусы или автобусы. Вы спросите, почему именно бюджетные средства, а не средства коммунальных автоперевозчиков? Я Вам отвечу – своих средств у коммунальных перевозчиков нет – все как один они убыточны. Объяснять почему так довольно долго: дело тут и в обширном количестве пассажиров-льготников, и в установке тарифов ниже уровня себестоимости… Причины можно называть долго, замечу тут одно – городской общественный транспорт убыточен и в богатой Европе, для примера в Люксембурге за счет сбора платы за проезд покрывается около 10% всех расходов транспортных компаний.

Троллейбусы "Skoda 15Tr" в Тернополе. Он был куплен в 2013 году за средства бюджета города. Ранее работал в городе Злин (Чехия). Автор фото - Александр Вельможко.

Итак, давайте считать, что мы власти города и все-таки решили покупать транспорт за средства бюджета. Во-первых, мы должны убедить депутатский корпус в том, что бюджетные средства нужно потратить именно на покупку, допустим, троллейбусов, а не ремонты поликлиник, создание детских площадок и т.п. Во-вторых: мы должны определиться, как именно мы потратим средства, которые в итоге депутаты согласовали на закупку общественного транспорта. Тут вариантов два – или мы покупаем несколько единиц нового отечественного подвижного состава, или значительно большее количество «бэушного» подвижного состава из Европы. Надо понимать, что в случае большинства украинских городов покупка нескольких троллейбусов и автобусов «погоды не сделает», а озвучивание планов про закупку евро-бэушки вызовет гневные выступления в пользу отечественного производителя, комментарии про евро-хлам и т.п.

Но и это еще не все. При закупке за бюджетные средства (в основном небольшие) нового транспорта нужно готовиться к тому, что мы будем покупать разнотипный подвижной состав, или, как говорят транспортники, «разводить в депо зоопарк». Почему так? Да потому, что украинское законодательство о публичных закупках не предусматривает вариантов долгосрочного сотрудничества заказчика и производителя. Условно – государственное или коммунальное предприятие на тендере способно купить столько техники, сколько может оплатить. Подписать договор, который позволит покупать технику у одного производителя на протяжении нескольких лет практически невозможно. Из этого следует, что сегодня на тендере, допустим, на троллейбусы, победит «Богдан», завтра – «Эталон», а потом, например, «Электрон». Практика показывает, что обслуживать «разношерстный» подвижной состав намного дороже, чем однотипный. Поэтому транспортным предприятиям для закупки однотипного подвижного состава приходится идти на различные ухищрения, иногда и не совсем законные.


Новый украинский троллейбус "Богдан Т701.17" в Одессе. Куплен за бюджетные средства в 2016 году. Автор фото - Александр Вельможко.

С закупкой «бэушного» транспорта тоже не все так просто. Первая и главная проблема – это необходимо найти поставщиков такого транспорта, которые участвовали бы в тендерной процедуре и предлагали именно такой товар, как необходим транспортному предприятию. Таких поставщиков, кстати, должно быть два.

«А почему нельзя купить транспорт напрямую у его собственника?», – спросит читатель. Теоретически – можно, если он согласится на участие в тендере по украинской процедуре, где победителем является та компания, которая выставила более низкую цену. Однако, в странах ЕС, откуда и завозят «бэушную» технику продажа коммунальной или государственной собственностью (а транспортные компании у них в основном коммунальные) происходит по процедуре аукциона – собственность (например трамваи или троллейбусы) достаются тому, кто предложит самую высокую цену.


"Бэушный" троллейбус "Skoda 14Tr" в Николаеве. Его приобрели за средства бюджета. Автор фото - Александр Вельможко.

Вот тут-то у нас и «нарисовалась» фирма-посредник, роль которой – найти и купить в Европе нужный транспорт, а потом продать его транспортному предприятию в Украине. Как уже говорилось выше, для того, чтоб соблюсти украинское законодательство, желательно, чтоб фирм-посредников было две. В принципе, можно осуществить закупку и при одном поставщике, однако это сложнее.


Новый трамвай "Электрон" Т3L44, купленный КП "Львовэлектротранс" за средства кредита Европейского банка реконструкции и развития в 2016 году. Автор фото - Александр Вельможко.

Итак, если говорить об использовании бюджетных средств для закупки транспорта, то тут можно дать такой совет: если парк общественного транспорта города находится в более-менее ходовом состоянии и его еще можно поддерживать в таком состоянии, то лучше покупать постепенно новый транспорт, а вот если подвижного состава не хватает или он, как говорится, «на ладан дышет», то что поделаешь – надо брать «евробэушку»…

Еще несколько моментов – новые трамвайные вагоны, к сожалению, за бюджетные средства покупать в Украине может разве что Киев. Дело в том, что цена нового украинского более-менее современного трамвая стартует, если ориентироваться на данный системы «Прозорро», от 1,35 млн. евро. Бюджетные ассигнования в большинстве городов Украины на закупку нового транспорта таковы, что их максимум хватит на 1 – 2 таких трамваев. Поэтому тут, практически безапелляционно – покупка «бэушных» вагонов. И, как вариант, сборка вагонов силами трамвайных депо. Второй вариант выходит дороже, чем первый, ведь в основном цена подержанного трамвая из Европы как минимум в 10 раз ниже, чем нового вагона.


"Бэушный" трамвай "Tatra KT4DM" из Берлина. 30 таких трамвайных вагонов Львов приобрел за средства кредита Европейского банка реконструкции и развития в 2018 году. Автор фото - Александр Фикс (Киев).

Что до троллейбусов, то волна массовой замены высокопольных «рогатых» в Чехии и Словакии уже схлынула, правда ряд городов Украины, например Тернополь, Житомир и Николаев таки успели отовариться такими троллейбусами. В силу малой распространенности троллейбусного движения в странах «Старой Европы» ожидать на значительные поставки такой техники также не приходится. Поэтому в обновлении троллейбусного парка в основном приходится рассчитывать на покупку новой техники.

Еще сложнее с автобусами. Главная преграда тут – это высокие экологические стандарты для автобусов, принятые в Украине. Т.е. автобус низкого экологического стандарта в Украину уже не ввезешь. Как правило, пассажирские автобусы в городах Европы используют на протяжении как минимум 10 лет. Именно поэтому, города, которые все-таки решили покупать «подержанные» автобусы ищут возможные варианты, например закупка автобусов, работающих на природном газу. Такой вариант выбрал для себя Тернополь, который уже заключил договор на поставку 20-ти «бэушных» автобусов с двигателями на природном газу.


Новые белорусские троллейбусы БКМ321, которые Одесса приобрела за средства кредита ЕБРР. Автор фото - Александр Вельможко.

Итак, кратко подведем итоги возможных вариантов закупки общественного транспорта за бюджетные средства. Если мы покупаем транспорт за средства бюджета города, то это скорее всего будут единичные закупки нового транспорта. Проблема с «бэушными» троллейбусами в том, что этот транспорт не очень распространен в Европе, посему купленный через посредника транспорт будет не очень дешев (к примеру Херсон выложил за троллейбусы «Skoda 14Tr» 1991 года выпуска почти по 1 млн. грн., т.е. около 20% стоимости нового троллейбуса). Проблемы с «бэушными» автобусами – в экологическом законодательстве. Только в случае с трамваями, однозначно выгодно покупать вагоны из Европы.


 

Кредиты. Плюсы и минусы

Теперь анализируем вопрос с кредитами. Их можно взять у украинских банков, однако, такие кредиты дорогие. Можно взять у международных финансовых организаций – они уже работают в Украине. Это Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк. Эти банки выдают кредиты на обновление общественного транспорта городам Украины. Кредиты в зарубежной валюте, правда, под низкие проценты. Чтоб такой кредит дали, нужно провести большую работу, пройти множество процедур, в том числе и бюрократических. В том числе – местный совет должен дать гарантию по выплате процентов и тела кредита, ведь евробанкиры прекрасно осведомлены об убыточности общественного транспорта. Нужно также быть готовым к оплате услуг европейской компании-консультанта, которые также не дешевы.


Городской автобус "Электрон" А185, аналогичные машины Львовское коммунальное АТП № 1 приобрело по лизинговой схеме.

Главный «плюс» еврокредита в том, что оно позволяет сразу купить значительное количество подвижного состава – 40, 50 и больше троллейбусов и автобусов, т.е. мы уже решаем проблему с нехваткой подвижного состава, а средства выплачиваем 10 лет и даже больше.

Главный «минус» еврокредита в том, что от дается в твердой валюте, а не в гривне, в которой предприятия собирают плату за проезд и которой поступают налоговые платежи в городской бюджет. Украинская гривна, к сожалению, валюта нестабильная. С момента выпуска гривны в оборот по отношению к американскому доллару она обесценилась более чем в 12 раз. Причем чаще всего девальвация гривны к зарубежным валютам была весьма резкой – в 1998, 2008 и 2014 годах. Итак, в случае колебания национальной валюты даже дешевый еврокредит может стать «камнем на шее» городского бюджета.

Минимизировать риски в данном случае можно только одним способом – искать изначально дешевые варианты. Поэтому мы снова плавно переходим к вопросу о закупке «бэушного» транспорта. Львов в прошлом году продемонстрировал, что невозможность купить «бэушку» за средства еврокредита – это миф. За относительно небольшую сумму город приобрел 30 вагонов «Tatra KT4DM» из Берлина (немцы уступили вагоны по 18 тыс. евро за единицу). Однако тут есть ряд моментов – Львов использовал взятый ранее кредит ЕБРР на развитие трамвайного хозяйства, причем это была уже вторая закупка «бэушки». Новый кредит под подержанный транспорт европейцы могут и не дать.


Вот такие подержанные автобусы MAN A21 пытается закупить Тернополь исплользуя, фактически, лизинговую схему.

При покупке транспорта за средства европейского кредита также ждет тендерная процедура, причем более сложная, чем с случае системы публичных закупок «Прозорро». Дело в первую очередь в том, что транспорт оценивается не только по стоимости, а и по техническим характеристикам.

Опыт украинских городов, которые закупали общественный транспорт за средства кредитов ЕБРР показал, что это будет или украинская, или белорусская техника. Что до европейских моделей, то они в основном в 2 – 3 раза дороже украинских.


 

Это сладкое слово - лизинг...

Еще один вариант обновления подвижного состава городского транспорта – это лизинг, т.е. аренда с выкупом. Основное отличие покупки техники на условиях финансового лизинга от покупке за кредитные деньги состоит в том, что в случае лизинга хотя и находится в эксплуатации у транспортного предприятия, до завершения выплат по договору остается собственностью лизингодателя. А купленная за кредитные средства техника стает собственностью транспортного предприятия.

Из-за того, что украинское законодательство не до конца урегулировало все вопросы с лизингом для коммунальных и государственных предприятий, получается, что при помощи лизинга транспортные предприятия могут приобрести именно ту технику, которую хотят. Согласование проходит на уровне местных властей. Тернополь, транспортное руководство которого давно известно весьма нестандартными подходами к решению проблем, решило покупать автобусы через «Прозорро», фактически, по лизинговой схеме. Однако, это исключение.

В реализованных в Украине схемах закупки общественного транспорта по лизинговой схеме, лизингодателями выступают, как правило, украинские банки. Проценты по договорам лизинга, значительно выше, чем по еврокредитам, но и все расчеты идут в гривне. Самая значительная на данный момент закупка транспорта по лизинговой схеме – это покупка 150 автобусов большого класса для Львова у МАЗа и «Электрона». Лизинодателем в ней выступил государственный «Укргазбанк». Замечу, что в основном по схемам лизинга украинские города покупали белорусские автобусы, хотя есть случаи и закупки троллейбусов «Днипро», которые также имеют отношение к Беларуси, где изготовлены их кузова.

Власти Днепра заявляли о закупке по схеме лизинга и «бэушных» трамвайных вагонов, однако данная сделка пока еще не материализовалась.

А теперь короткие выводы – закупка транспорта за бюджетные средства требует их наличия «уже и сразу» и, как правило, позволяет закупить одновременно небольшое количество транспорта. Вариант кредита и лизинга хорош тем, что можно сразу получить значительно большее количество транспорта, а оплачивать его на протяжении нескольких следующих лет. Причем этих следующих лет при лизинге, как правило, значительно меньше, чем в случае еврокредитов, да и процент выше… Единственное, что все расчеты – в украинской гривне…

Вывод из всего этого такой – какой бы вариант закупки транспорта для коммунальных предприятий не выбрать, в конечном итоге все упирается в тот же самый момент – это наличие средств в бюджете на покупку транспорта «уже и сразу», выплату процентов и тела еврокредита или лизинговых платежей…

Из этого один весьма неутешительный вывод – пока не будет наполнения местных бюджетов на надлежащем уровне, европейского уровня транспортного обслуживания ожидать на не стоит… Как говорил классик украинской политики «Нельзя требовать сала у ребенка, который заболел свинкой»… Поэтому рассказывать о возможностях обновить транспорт в украинских городах «уже и сейчас», это чистой воды популизм. При нынешнем экономическом положении большинства городов Украины речь может идти в основном о сохранении общественного транспорта, и в первую очередь электротранспорта. И нет ничего плохого в закупке «подержанного транспорта», ведь вся Восточная Европа, та же Польша, делали в свое время точно также…

Перевод с украинского Антона Лягушкина.

comments powered by HyperComments