Троллейбусы в Украине: итоги 2020 года (ВИДЕО)

Александр Вельможко  |  Понедельник , 4 января 2021, 11:11
Подводим итоги 2020 года в контексте троллейбусов в Украине. Что делали заводы, что и почем закупали в различных городах.
Троллейбусы в Украине: итоги 2020 года (ВИДЕО)

2020 год стал для большинства троллейбусных систем Украины годом развития. Города, несмотря на локдаун и карантин, закупали достаточно много новых троллейбусов - значительно больше, чем в 2019-м и 2018-м. Всего же купили, как минимум, 324 новых троллейбуса.

Наметилась тенденция отхода от ранее привычных закупок за средства городских бюджетов через систему Prozorro небольших партий троллейбусов, как это было еще два-три года назад. Вместо это городские власти нашли два других пути - через лизинг или кредиты европейских банков. Обе этих схемы в хорошем смысле этого слова позволяют одновременно закупить сразу несколько десятков троллейбусов под сравнительно небольшие проценты - например, под 6-8% годовых в валюте сроком на 10 лет, как это делается в типовых кредитах на новые троллейбусы от Европейского банка реконструкции и развития. Также многие города участвуют в правительственной программе "Городской общественный транспорт" на кредитные средства Европейского инвестиционного банка.

Из указанных 324 новых троллейбусов большинство - 264, куплены за "еврокредиты", еще 26 - в лизинг и только 34 - за средства местных бюджетов. 

Но обо всем по порядку, смотрите наш видеосюжет.


 

Производство

В 2020 году в Украине появился новый троллейбусный производитель под маркой PTS - это киевская компания "Политехносервис", которая делает электронные системы управления, аналогичные чешским системам Cegelec. В случае с трамваями "Политехносервис" строит кузова вагонов самостоятельно с помощью подрядчиков. А для троллейбусов они покупают автобусные кузова в Беларуси - "МАЗ-203", которые уже затем проходят окончательную сборку в Украине. Представленный троллейбус модели "PTS-12" - это машина на основе кузова "МАЗ-203" со слегка измененным дизайном. оснащенная автономным ходом от аккумуляторов на более чем 20 километров.


Инфографика: поставки новых троллейбусов в 2020 году по производителям

Кстати, для европейских производителей троллейбусов уже давно стало нормой использовать готовые автобусные кузова - в сотрудничестве с производителями автобусов. Так, например, уже давно производит троллейбусы чешская компания "Шкода" - на основе кузовов автобусов "Solaris", "Irisbus" и других. В то же время крупные автобусные производства вроде того же "Solaris" или "Van Hool" также производят троллейбусы - на основе электрооборудования других производителей. Связано это с ограниченностью возможного рынка поставок троллейбусов в Европе и, следовательно, небольшим объемом производства. В то же время заводы в Украине и Беларуси зачастую сочетают в себе и производство полного цикла автобусов, и троллейбусов, и пытаются делать электробусы. 


Троллейбус PTS-12 на автономном ходу в Харькове, фото - пресс-служба харьковского горсовета

Такой крупный завод как "Богдан" с его производственными мощностями в Луцке в 2020 году не представил новых моделей, ограничившись уже привычными обычным "Т701.17" и сочлененным "Т901.17" на базе асинхронного тягового привода. Но зато появилась модификация обычного "701-го" с увеличенным автономным ходом от аккумуляторов.


Троллейбус "Богдан-Т701.17" с автономным ходом в Харькове, фото Максим Наумов

Завод "ЛАЗ", похоже, канул в Лету, несмотря на попытки возобновить продажи и участие в нескольких тендерах в 2018-2019 гг. О нем можно забыть всерьез и надолго.

Корпорация "Эталон", которая вела мелкосерийное производство троллейбусов модели "Т121" на основе не совсем лицензионного кузова белорусского троллейбуса "БКМ", в 2020 году подготовила его новую модификацию - со слегка измененным дизайном передней маски и автономным ходом до 20 километров. 


Троллейбус "Эталон" в новой модификации с автономным ходом

Продолжается довольно мощное давление на украинских производителей со стороны Беларуси. Мы уже отметили "Политехносервис". Но к ним еще нужно добавить троллейбусы под маркой "Днипро" - это те же белорусские "МАЗы", до с финальной сборкой компании "ЛИТАН" в Днепре. Их собирают на основе кузова "МАЗ-203" в виде обычного троллейбуса, а также троллейбуса с увеличенным автономным ходом. Также "отверточную" сборку троллейбусов "Белкоммунмаш" проводит в Луцке предприятие "БКМ-Украина".


Троллейбус "БКМ" сборки "БКМ-Украина" в Мариуполе, фото Кирилл Алексеев


 

Закупки

Всего за 2020 год в украинские города поступило, как минимум, 324 новых троллейбуса. При это не учитывались подержанные троллейбусы, и могут быть расхождения в 1-2 машины за счет возможных поставок в самые последние дни уходящего 2020 года. Из этих 324 машин лишь всего 20 - сочлененные, остальные 304 - обычные троллейбусы, длиной 12 метров. Следует заметить, что не менее 48 машин из этого числа - имеют опцию увеличенного автономного хода от аккумуляторов на 15-20 километров и более - что позволяет открывать новые маршруты, которые частично проходят в районах без контактной сети троллейбуса.

По производителям статистика такова: 125 - это белорусские "БКМ-321" в разных модификациях, 84 "Днипро-Т203", 65 - "Богданы", одиночные и сочлененные, 30 троллейбусов "Электрон-Т191", 15 - "PTS-12" и 5 "Эталон-Т121-Барвинок". Таким образом, белорусские производители суммарно изготовили примерно две трети всех троллейбусов, если считать за основу их кузова - от "МАЗа" до "Белкоммунмаша".

По городам лидируют Мариуполь, Кривой Рог, Житомир, Харьков и Львов, получившие по 30 и более троллейбусов. В то же время небольшие города Донбасса вроде Славянска и Бахмута даже закупку по 3-4 троллейбуса уже могут считать за очень существенное обновление своего троллейбусного парка.


Инфографика: поставки новых троллейбусов в 2020 году по городам Украины

В целом, 2020 год, как и ранее 2019-й - стали временем массовой реализации типовых троллейбусных кредитных проектов за счет ЕБРР и ЕИБ. Некоторые города успели реализовать их еще раньше, а некоторые, "опоздавшие", только включаются в этот процесс - основная часть их поставок троллейбусов намечена уже на 2021 год. 


Сочлененный троллейбус "Богдан" в Киеве, фото Александр Ласкавый

Далее мы поступим просто - пройдемся по списку городов Украины, которые получали в 2020 году новые троллейбусы.

Мариуполь. В 2020 году получено 15 "автономных" троллейбусов "БКМ-321.00D", а также 57 "обычных" троллейбусов "БКМ-321" сборки "БКМ-Украина" - все закуплены за кредит ЕБРР.

Кривой Рог. За 2020 год получены 50 из 54 купленных ранее за кредит ЕБРР троллейбусов "Днипро-Т203", еще 4 были в 2019 году. 


Троллейбус "Днипро-Т203" в Кривом Роге, фото Александр Акуленко

Житомир. С июля 2020 года начались поставки партии из 49 троллейбусов "БКМ-321", закупленных по кредиту ЕБРР, реально успели получить 37 машин.

Харьков. Во-первых, завершились начатые в 2019 году поставки партии из 57 троллейбусов "Богдан-Т701.17", купленных по кредиту ЕБРР, а с лета 2020 года начались поставки партий из 50 троллейбусов PTS-12, купленных в лизинг и еще 49 "Богданов" за средства кредита ЕИБ. закупают за последние два-три года 156 новых троллейбусов - 12 сочлененных и 144 обычных  Из них 57 одиночных закуплены за средства кредита ЕБРР, 49 - за средства кредита ЕИБ и 50 - в лизинг. Суммарно на это тратят 19,9 миллионов евро и 520 миллионов гривен. Фактически же за 2020 год получено 13 PTS, 23 "Богдан-Т701.17", всего 36 машин. При этом уже в 2021 году по этим контактам должно быть получено 37 троллейбусов PTS, 12 сочлененных и 32 одиночных "Богдана" - всего 71 машина. 

Львов. В феврале - сентябре 2020 года были получены оставшиеся 30 из 50 закупленных по кредиту ЕБРР троллейбусов "Электрон-Т191", все они реально выпущены в 2019 году. 

Днепр. Получены 17 троллейбусов "Днипро-Т203" из закупленных ранее 33-х машин по кредиту ЕБРР, а также 8 из 12 закупленных по другому кредиту ЕБРР "автономных" троллейбусов "БКМ-321" от компании "БКМ-Украина", всего 25 машин.

Киев. В апреле 2020 года поступило 8 сочлененных троллейбусов "Богдан-Т901.17" из предыдущей поставки, начатой еще в 2019 году, а осенью 2020 года закупили еще 15, но уже немного дороже - по 11,5 миллионов гривен за один троллейбус. На данный момент 12 машин уже изготовлены. 

Полтава. Получено 20 троллейбусов "Богдан-Т701.17" из закупленных 40 единиц по кредиту ЕБРР. 

Кропивницкий. В 2020 году купили в лизинг 10 троллейбусов "Днипро-Т203".

Кременчуг. За 2020 год получено 8 новых троллейбусов "БКМ-321.00D" с автономным ходом. Город реализует уже второй кредит от ЕБРР по обновлению троллейбусов.

Чернигов. В 2020 году здесь дважды пытались провести тендер на 12 подержанных сочлененных троллейбусов, а также купили 5 новых троллейбусов "Эталон-Т121-Барвинок".

Славянск. Во второй половине 2020 года закуплены в лизинг 4 троллейбуса "Днипро-Т203", два из которых с автономным ходом. Также начато восстановление троллейбусной линии маршрута №5, разрушенной во время боевых действий в 2014 году.


Троллейбус "Днипро-Т203" в Славянске, фото Станислав Калита

Бахмут. За 2020 год получено три троллейбуса "Днипро-Т203", из четырех закупленных. Первый был еще в 2019 году.

Луцк. В октябре 2020 года получены первые два из 29 троллейбусов "Богдан-Т701.17", купленных по кредиту ЕБРР.

Винница. Здесь в 2020 году собраны два троллейбуса модели "PTS-12" под собственным брендом "VinLine".


 

Некоторые города Украины в 2020 году не обновляли свои троллейбусные парки. Давайте разберемся в причинах этого.

Херсон новых троллейбусов в 2020 году не получал, но заключил договор по кредиту ЕБРР на поставку 50 новых троллейбусов. В Черкассах проведенные в 2019 году тендеры на закупку 4 новых троллейбусов так и не выполнили. В Николаеве поставок новых троллейбусов не было, но зато горсовет утвердил кредитный договор с ЕБРР на новые троллейбусы, а в начале года запустили движение по новой линии троллейбуса в микрорайон Намыв.

Одесса и Ивано-Франковск уже завершили в 2018-2019 гг. поставки троллейбусов по аналогичным кредитам ЕБРР - и поэтому в 2020 году не закупали новых троллейбусов. Но при этом Одесса пытается закупить по кредитной программе ЕИБ 30 электробусов, не считая 14 низкопольных трамваев.


Троллейбус с автономным ходом "Шкода-21тр", модернизированный из обычного троллейбуса, в Одессе

Не обновляли вообще ни в 2020 году, ни ранее свои троллейбусные парки Хмельницкий, Тернополь, Белая Церковь, Северодонецк, Краснодон (Сорокино) и Лисичанск. В Черновцах и Запорожье в 2020 году новых троллейбусов не было, но там покупали новые и подержанные троллейбусы в 2019 году.


 

comments powered by HyperComments