Коломыйская железная дорога – прикарпатский трамвай

Воскресенье , 16 сентября 2018, 13:09
В одной из песенок-коломыйок есть такие слова – «Коломия – не помия, Коломия – місто». Интересно, что именно этот райцентр на Прикарпатье одним из первых не только в Галычине, но и во всей Украине получил собственный городской и пригородный транспорт. Хотя лет на 5 раньше городские и пригородные паровики появились в Одессе.
Коломыйская железная дорога – прикарпатский трамвай

Еще в начале ХІХ столетия в районе прикарпатского городка Коломыя были обнаружены залежи нефти. Их активная разработка началась в средине позапрошлого века после того, как львовские аптекари Лукасевич и Зэх открыли способ перегонки нефти и получения керосина, который стали активно использовать для освещения и других нужд.

Разработкой коломыйских месторождений нефти занялся молодой предприниматель Станислав Щепановский родился в 1846 году. В 30 с небольшим лет он уже успел закончить Венскую политехнику, изучать химию в Париже и Лондоне, а также девять лет проработать в Министерстве Великобритании по делам Индии. На родину, в Галычину, он возвратился в 1879 году, когда и занялся нефтяным бизнесом, который в то время набирал все большие обороты.


Пассажирский поезд местной железной дороги "Коломыя - Слобода Рунгурская" на Рыночной площади в Коломие

В 1883 году Станислав Щепановский строит в Печенижине под Коломыей один из наиболее современных по тем временам нефтеперерабатывающий завод, а также один из первых в Украине нефтепроводов.

Что до Коломии, то еще с давних времен этот городок Прикарпатья был торговым центром на перекрестке больших дорог. В 1866 году в Коломыю пришла железная дорога, которая соединила город со столицами двух соседних провинций Австро-Венгрии – Львовом и Черновцами. Довольно быстро станция начала разрастаться – тут открыли локомотивное депо (ныне РПЧ «Коломыя» Львовской железной дороги). Однако, нефтяные месторождения Коломыи находились за несколько десятков километров от города, а местность была пересеченной, поэтому построить традиционную железную дорогу было трудно и дорого.


На местной коломыйской железной дороге имелись сложные инженерные сооружения, например мост через Прут

Станислав Щепановский встретился с генеральным инспектором Львовско-Черновицко-Ясской железной дороги Людвигом Вежбицким, чтоб обсудить вопросы строительства железной дороги для транспортировки нефти с месторождений, которые находились под Коломыей в селах Слобода Рунгурская и Княждвор. Результатом встречи стал проект т.н. «локальной» (местной) железной дороги, с помощью которой нефть поставлялась бы на существующую станцию Коломыя «большой» железной дороги.

Так как самому Щепановскому недоставало денег для реализации проект, он убедил в эффективности строительства местной железной дороги руководителей венской фирмы «М. Бидерман и Ко». На совместные средства в 1885 – 86 годах была построена местная железная дорога для транспортировки нефти от нефтяных месторождений около Слободы Рунгурской к нефтеперерабатывающему заводу в Печенижине до Коломыи. От этой железной дороги, длинной более 25 км было построено ответвление к селу Княждвор.


Поезд движется по улицам Коломыи. Фото 1930-х годов.

С самого начала местная железная дорога была задумана не только как товарная, но и как пассажирская. В каждом селе были построены посадочные платформы, в том числе была оборудована станция возле пляжей на Пруте, которые стали популярным местом отдыха среди горожан. В самой Коломые рельсы железной дороги пролегли по улицам города, даже по центральной площади Рынок соответственно она стала популярным городским транспортом.

Так как планировали перевозить весьма огнеопасные грузы, как нефть и озекерит – природный смазочный материал, который в конце ХІХ столетия широко использовался на железных дорогах, Щепановский и Вежбицкий заказали на заводе в Вене специальные «танк-паровозы». Они были оборудованы специальными пламя- и искрогасителями, поэтому могли использоваться даже на улицах города. Было построено четыре паровоза серии KkStB98, которые получили имена станций новой линии – «Княждвор», «Печенижын», «Коломыя» и «Слобода».


Разборка местной железной дороги на улицах Коломыи. 1967 год.

Собственно строительством железной дороги в Коломые занималась австрийская фирма «Lindheim & Co», руководил ее сооружением, которое длилось на протяжении 7 месяцев инженер Рудольф Матковский.

Торжественное открытие движения состоялось летом 1886 года. В Слободе Рунгурской, около конечной станции, была построена большая цистерна, в которую нефть попадала со скважин. Через некоторое время была построена дополнительная ветка в село Коваливку, где добывали уголь.

Коломыйский паровой трамвай возил пассажиров восемьдесят лет – движение на линии сохранялось даже после 1944 года, когда нефтяные месторождения полностью исчерпались. Вместо австрийских на линии теперь работали локомотивы польского производства.

Однако в 1960-х годах, вместе с заменой на всех железной дорогах СССР паровой тяги на электрическую и тепловозную, было принято решение о ликвидации местной железной дороги Коломыя – Слобода. Так как Коломыя была всего лишь райцентром Ивано-Франковщины, настоящий трамвай ей не полагался.

В 1967 году на местной железной дороге окончательно было прекращено движение, паровозы списаны, а рельсы разобраны. Так закончилась судьба «коломыйского трамвая».

Нужно отметить, что аналогичный проект городской паровой железной дороги был реализован в 1880-е годы и в Одессе. Первую линию парового трамвая открыли 26 апреля 1882 года. Использовались на ней паровозы, конструкция которой была аналогична коломыйским. Было две линии - на Большой Фонтан и к Хаджибейскому лиману. За непривычную форму паровозики получили название «Ванька Головатый». В память о одесском паровом трамвае остались остановки с названиями типа «10-я станция Большого Фонтана» – так как по рельсам двигались паровозы, остановки называли станциями, как и на «большой» железной дороге.


Одесский паровой трамвай - "Ванька головатый".

Кроме Одессы и Коломии, городская паровая железная дорога была построена и в Киеве – паровой трамвай ходил в том числе и на Пущу Водицу. Однако очень быстро стало понятно, что паровой трамвай во всех отношениях проигрывает электрическому, а также городским моторисам с бензиновыми или дизельными двигателями (бензотрамвай, который существовал в Киеве до Второй мировой войны). Ведь по сути, это была просто узкоколейная железная дорога с безопасными для городских условий паровозами.

Движение городского парового трамвая в Киеве и Одессе прекратилось еще в первые десятилетия ХХ века, а вот в Коломые он прожил еще почти 50 лет.

comments powered by HyperComments