Украинские школьные автобусы: в чем их особенности и кто их выпускает

Антон Лягушкин, Дмитрий Янкивский  |  Воскресенье , 8 сентября 2019, 14:26
«Пассажирский транспорт» анализирует, чем школьный автобус отличается от обычного, а также модели школьных автобусов, которые выпускаются в Украине
Украинские школьные автобусы: в чем их особенности и кто их выпускает

Школьные автобусы в Украине, как правило, эксплуатируются в сельской местности для подвоза учеников школ из отдаленных сел и хуторов к месту обучения и обратно. Если изначально в качестве школьных автобусов использовались обычные пассажирские автобусы, то начиная с 2009 года в Украине действует специальный государственный стандарт ДСТУ 7013:2009 «Автобусы специализированные для перевозки школьников», который разработан НИИ «Укравтобуспром» (г. Львов).


Особенности школьных автобусов

Стандарт ДСТУ 7013:2009 предусматривает выпуск школьных автобусов в таких исполнениях: исполнение 1 – для перевозки учеников младших классов (с первого по четвертый включительно); исполнение 2 – для перевозки учеников средних и старших классов; исполнение 3 – для перевозки учеников младших, средних и старших классов; а также исполнение 4 – автобусы, приспособленные для перевозки школьников с ограниченной способностью к передвижению. Автобусы 4 исполнения должны быть либо низкопольными, либо быть оборудованными подъемниками для инвалидной коляски.

Школьный автобус "Эталон" А079.51ш, который выпускался Бориспольским автозаводом корпорации "Эталон".

Согласно с требованиями государственного стандарта, дети в салоне школьного автобуса должны ехать только сидя. Кабина водителя должна быть отделена от салона стационарной перегородкой за сидением водителя, а справа (при наличии непосредственного сообщения рабочего места водителя с проходом в салоне) – откидной оградой, верхний край которой должен находится на высоте не менее 65 см. от уровня пола. Пол автобуса должен быть ровным, без подставок под сидения и ступенек в проходе между сидениями. Все сидения для школьников должны быть установлены в салоне таким образом, чтоб дети сидели лицом в направлении движения автобуса. Если школьный автобус предназначен для перевозки до 22 пассажиров, в салоне должно быть предусмотрено одно место для сидения взрослого сопровождающего, если автобус перевозит больше 22 пассажиров – два таких сидения. Места для взрослых сопровождающих пассажиров должны быть расположены так, что обеспечивать хороший осмотр салона.

Школьный автобус "Эталон" А079.51ш. Вид со стороны дверей: передние двери с пневмоприводом, задние (аварийные) открываются вручную.

Пассажирские сидения для школьников должны быть оборудованы багажниками для школьных рюкзаков (портфелей, ранцев и т.п.). Устанавливать багажные полки над пассажирскими сидениями в школьных автобусах запрещено. Кроме багажников, сидения школьных автобусов должны быть оборудованы интегрированными подголовниками. Со стороны прохода сидения должны иметь подлокотники, которые могут быть откидными. Также пассажирские сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности.

Особенностью школьных автобусов исполнения 3, которыми перевозят одновременно и младших, и старших школьников, является то, что сидения для младших школьников устанавливают перед сидениями для старших школьников.

Салон школьного автобуса "Эталон" А079.51ш. Виод в сторону кабины водителя.

Что касается перевозки детей с инвалидностью, то даже в автобусах исполнения 4 перевозить их непосредственно в инвалидных колясках запрещается – для маломобильных должны быть предусмотрены специальные сидения. Двери для посадки детей с инвалидностью должны быть размещены либо в базе автобуса, либо в заднем свесе. Ширина таких дверей должна составлять не менее 90 см. Школьные автобусы исполнения 4 должны быть оборудованы либо пандусом, либо подъемником. В случае использования откидного пандуса (трапа) он должен быть наклонен не более чем на 12% от горизонтальной плоскости. Если в конструкции автобуса предусмотрен подъемник, то его грузоподьемность не должна быть менее 350 кг., скорость подъема-опускания должна быть в границах 0,1 – 0,15 м/с. Управление подъемником должно осуществляться с пульта в близости от самого подъемника.  Подъемник должен быть оснащен как механическим, так и ручным приводом.


Школьный автобус "Эталон" А08116ш. Вид со стороны дверей.

Что касается скоростного режима, то стандарт ДСТУ 7013:2009 ограничивает максимальную скорость до 70 километров в час. Это должно обеспечиваться оборудованием привода устройством автоматического ограничения скорости. Это устройство не должно влиять на частоту вращения карданного вала при скорости автобуса меньше 70 километров в час.

Салон школьного автобуса "Эталон" А08116ш. Вид в сторону задней площадки.

Кузов школьных автобусов должен быть окрашен в желтый цвет. На него должен быть нанесен специальный опознавательный знак «Дети» и надпись «Школьный автобус». Кроме того, на автобусе должно быть два проблесковых маячка оранжевого цвета в передней и задней части автобуса, а также на нем устанавливается специальная звуковая сигнализация.


Школьные автобусы украинского производства

Школьные автобусы сейчас производят все производители пассажирских автобусов в Украине за исключением концерна «Электрон», в модельный ряд которого входит всего одна модель городского автобуса большого класса. Все украинские школьные автобусы принадлежат к среднему классу.

Подьемник для инвалидных колясок, который входит в конструкцию школьного автобуса "Эталон", приспособленного для перевозки детей с инвалидностью.

Корпорация «Эталон», в состав которого входят Бориспольский и Черниговский автозаводы, начал выпуск школьных автобусов с модели А079.51ш, которая была построена на основе серийного автобуса «Эталон А079». Школьный автобус «Эталон» А079.51ш предназначен для перевозки 23 школьников и двух сопровождающих лиц. Размещение сидений в салоне автобуса – четырехрядное (2+2). Передние (служебные) двери – с пневматическим приводом, задние (аварийные) – с ручным приводом. Длина автобуса – 7170 мм., ширина – 2260 мм., высота – 3100 мм. Автобус приводится дизельным двигателем «ТАТА 697TC78» экологического стандарта «EURO 4» с механической 5-ступенчастой коробкой передач. Построен автобус на шасси «ТАТА 613».

Школьный автобус "Богдан" А22412 во Львове. 

Сейчас корпорация «Эталон» предлагает более современный школьный автобус – «Эталон» А081.16ш. Это 8-метровый автобус, который рассчитан на перевозку 29 пассажиров. Разработан он на базе пассажирского междугородного автобуса «Эталон» А081.16. Автобус приводится дизельным двигателем «Ashok Leyland H6E5SD123» экологического стандарта «Евро 5» мощностью 123 кВт. и механической пятиступенчастой коробкой передач GB 5S-OD. Передние (служебные) двери – с пневматическим приводом, задние (аварийные) с ручным.


Салон школьного автобуса "Богдан" А22412. Вид в сторону задней площадки.

По словам директора Черниговского автозавода, предприятие освоило также производство школьного автобуса для перевозки 40 пассажиров и модификацию, приспособленную для перевозки детей с инвалидностью. Этот автобус снабжен турецким электрическим подьемником. Всего концерн «Эталон» по состоянию на апрель 2019 года уже выпустил более 300 школьных автобусов, из них 11 – приспособленные для перевозки детей с инвалидностью.

Школьные автобусы на базе модели "Богдан" А069 на заводе.

Корпорация «Богдан Моторс» сейчас производит школьные автобусы на ДП «Автосборочный завод №1» в городе Луцке. Школьный автобус «Богдан» А22412 относится к семейству автобусов «Богдан» среднего класса, первой моделью семейства стал автобус модели «Богдан» А201.10, который был представлен еще в 2011 году. Школьные автобусы «Богдан» А22412 построены на агрегатной базе индийской компании «Ashok Leyland» – эту же агрегатную базу использует и конкурент «Богдана» – корпорация «Эталон». Модель А22412 запущена в производство летом 2016 года, она сменила на конвейере школьные автобусы на базе модели А069. Школьные автобусы модели А22412 имеют общую пассажировместимость 29 или 31 место (в зависимости от исполнения). Расположение сидений в салоне – четырехрядное (2+2). Передняя подвеска автобуса – зависимая рессорная, задняя – зависимая пневматическая. Передние двери – с пневмоприводом, задние открываются вручную. Двигатель и коробка передач автобуса – аналогичные модели «Эталон» А08116ш. Автосборочный завод в Луцке на данный момент выпустил уже более 200 школьных автобусов.

Школьный автобус "I-VAN A07/A1-10". Фото Александра Вельможко.

Ранее корпорация «Богдан Моторс» производила школьный автобус на базе городского автобуса А092. Школьный автобус «Богдан» А092S2 комплектовался двигателем «ISUZU 4HG-1-T, мощностью 89 кВт. экологического стандарта «Евро-2». Всего было выпущено около 130 школьных автобусов этой модели. Также школьные автобусы выпускались на базе более поздней модели автобуса «Богдан» А093. С 2012 года Черкасский автозавод вышел из состава корпорации «Богдан» и начал выпуск автобусов под собственным брендом «Атаман». На Луцком автозаводе выпускался также школьный автобус на базе еще одной модели городского автобуса «Богдан» - А069. Передние двери даного автобуса - двухстворчастые ширмовые с пневмоприводом, задние (аварийные) - открываются вручную.

Салон школьного автобуса "I-VAN A07/A1-10". Фото Александра Вельможко.

Запорожский автозавод (ЗАЗ) освоил выпуск школьного автобуса модификации I-VAN A07/A1-10, который построен на базе городского автобуса «I-VAN А07а1». Как и автобус «Эталон» А079, конструкция автобуса «I-VAN А07а1» создана на базе шасси ТАТА 613. В салоне школьного автобуса сидения размещены в четыре ряда по схеме 2 + 2.

Школьный автобус "Атаман" D093S2 производства ПАО "Черкасский автобус".

ПАО «Черкасский автобус», который выпускает автобусы под брендом «Атаман» на данный момент выпускает две модели школьных автобусов: «Атаман» D093S2 и D093S4. Вторая модель оборудована для перевозки школьников с инвалидностью. Оба автобуса имеют в длину 8,515 метров. Приводятся они  дизельным двигателем «ISUZU 4HK1E5NC», который отвечает экологическому стандарту «Евро 5» мощностью 114 кВт. Передняя подвеска автобуса – зависимая рессорная с гидравлическими телескопическими амортизаторами.


Школьный автобус "Атаман" D093S4, приспособленый для перевозки детей с инвалидностью.

В салоне автобуса модели D093S2 размещено 31 сидения. Что касается автобуса D093S4, то он выпускается в двух модификациях – с одним местом для перевозки школьника с инвалидностью и 26 сидениями, а также с двумя местами для перевозки школьников с инвалидностью и 21 сидением. Автобус модели D093S4 оборудован электрическим подъемником на задних дверях.

Подьемник, который оснащен автобус "Атаман" D093S4, приспособленый для перевозки детей с инвалидностью.

В статье использованы фотографии автобусов с официальных сайтов Бориспольского автозавода, корпорации "Богдан моторс", ПАО "Черкасский автобус", а также Александра Вельможко.

comments powered by HyperComments