Одесскому трамваю придется пробиваться через пробки по улице Преображенской (ФОТО)
Итак, в понедельник-вторник 23-24 июля основные ремонтные работы на улице Преображенской завершились. Подрядчик - компания "Ростдорстрой" проложила новые трамвайные пути по бесшумной технологии BKV на основе бетонных плит основания вместо шпал, заменила все инженерные сети под улицей, обустроила совершенно новую проезжую часть и тротуары. Служба энергохозяйства КП "Одесгорэлектротранс" на всем протяжении закрытой для движения линии трамвая от Пересыпского моста до Тираспольской площади натянула совершенно новую контактную сеть. И в ночь на 25 июля начались первые испытания - от Тираспольской площади до Херсонского сквера и обратно по Преображенской проехал первый трамвай.
Подрядчик постарался сделать улицу удобной для пешеходов. У всех перекрестков и выездов для дворов есть удобные пандусы для колясок, имеется тактильная плитка для слабовидящих граждан. Тротуары защищены от парковки автомобилей фигурными металлическими столбиками.
Однако, трамвай на Преображенской будет совершенно однозначно стоять в пробке, особенно на самом загруженном ее участке от улицы Пастера до Тираспольской площади. И дело не только в наличии светофоров и интенсивном движении автомобилей. Основная проблема - парковка на проезжей части. Фактически, Преображенская по всей длине "запаркована" так, что для движения остается всего по одной полосе в каждую сторону - и на одной полосе будут тесниться и трамваи, и автомобили.
К тому же, участок от Пастера до улицы Бунина - это направление потока автомобилей, едущих в центр со стороны Пересыпи, к которым добавляются городские и пригородные автобусные маршруты № 68, 111, 130, 170, 242, 146, 117, 220, 175, 185, 203, 570, 121 и другие - которые следуют с интервалом от 3 до 20 минут каждый. В обратном направлении, начиная от улицы Жуковского Преображенская превращается в транзитную магистраль для транспорта, идущего от Пушкинской и Екатерининской к Пересыпским мостам.
Пробка на Преображенской начинается сразу же от Тираспольской площади.
Квартал между улицами Бунина и Греческой слегка свободнее, но видно, что крайние полосы полностью заняты парковкой. Это снижает пропускную способность Преображенской вдвое.
Часто машины стоят "елочкой", занимая даже более половины ширины одного из направлений.
Вдоль всей улицы установлены новые остановочные комплексы в едином стиле. К сожалению, действовавшие до недавнего времени строительные нормы не позволили сделать остановки более комфортными и безопасными для пассажиров трамвая - либо в виде платформ-островков, либо в виде поднятой до уровня тротуара проезжей части, как в Вене.
Между Греческой и Дерибасовской видно, что на оставшейся от парковки ширине проезжей части помещается лишь один автомобиль.
Паркуются на проезжей части иногда даже в два ряда.
Квартал между Дерибасовской и Пастера также оставляет для движения совсем мало места.
А вот на участке от улицы Пастера до Софиевской движения по Преображенской почти нет.
Но крайние полосы все равно заняты парковкой.
Занявший больше всего времени у подрядчика перекресток Преображенской и Софиевской.
По самой Софиевской автомобильного движения сейчас почти нет. Но парковка на проезжей части есть.
Бригада электромонтеров доделывает контактную сеть.
На спуске Маринеско трамвайные рельсы идут по обособленному полотну.
Рельсы выглядят ржавыми и создают иллюзию непригодности. Однако, это все из-за того, что с осени 2016 года трамвай по ним проехал лишь один раз.
Ближе к Пересыпскому мосту уложен небольшой отрезок новых путей - перед рельсовой "треугольной" в плане развязкой.
Технически обособить трамвайные пути по Преображенской и Софиевской можно достаточно легко - с помощью опробованных за рубежом технических решений. О готовности применить одно из этих решений неоднократно заявляли руководитель КП "Одесгорэлектротранс" Дмитрий Жеман и директор городского департамента транспорта Александр Илько. При этом для автомобильного движения оставалось бы по одной полосе - но при условии отсутствия парковки на проезжей части. Камень преткновения здесь - в необходимости строго следовать строительным нормам, которые пока что не позволяли физически выделить трамвайное полотно.
Для сравнения: на большинстве оживленных автомагистралей Бухареста трамвайные пути отделены достаточно прочным металлическим забором от проезжей части, хотя и находятся в одной с ней плоскости. А остановки трамваев сделаны в виде огороженных платформ, и создают условия для безопасного ожидания - хотя чтобы попасть на остановку, необходимо перейти дорогу.
На менее оживленных магистралях трамвай на совмещенном полотне лишь выделяется разметкой.
Но остановки - все равно в виде безопасных для людей "островков".
В Праге для отделения трамвайного движения от проезжей части применяются металлические трубы вместо бордюров.