Киевский завод электротранспорт и его трамваи послевоенного периода

Антон Лягушкин, Дмитрий Янкивский  |  Понедельник , 15 октября 2018, 16:00
«Пассажирский транспорт» опубликовал материал о истории создания и развития Киевского завода электротранспорта начиная с 1906 по 1941 год, в нем было рассказано о трамваях, который выпускал этот завод до начала Второй мировой войны. В этой части материала мы расскажем о выпуске на КЗЭТе трамвайных вагонов в послевоенный период.
Киевский завод электротранспорт и его трамваи послевоенного периода

Советские войска выбили гитлеровцев из Киева в начале ноября 1943 года. Как и весь город, трамвайно-троллейбусное хозяйство было разрушено. Часть ценного оборудования гитлеровцы при отступлении вывезли из столицы Украины. Значительно пострадали депо и их подвижной состав. 

Читайте первую часть статьи - о трамваях киевского производства довоенного периода.

Киевский завод электротранспорта в первые послевоенные годы был полностью загружен проведением ремонтов киевских трамвайных вагонов, которые пострадали во время Второй мировой войны. Параллельно с ремонтом старых киевских вагонов, в город стали поступать новые трамвайные вагоны – поезда из моторных вагонов КТМ-1 с прицепами КТП-1 Киев с 1948 года стал получать с Усть-Катавского вагоностроительного завода. Приблизительно в тоже время, сначала с авиазавода в Тушино, а затем с Рижского вагоностроительного завода начали поступать новые цельнометаллические четырехосные вагоны МТВ-82.


Киевский вагон 2М после переоборудования на узкою колею в Житомире. Фото конца 1940-х годов. Из коллекции Тараса Коротуна (Житомир).

Уже в первые послевоенные годы стало понятно, что старые двухосные вагоны и даже поезда КТМ-1 и КТП-1 не справляются со все возрастающим пассажиропотоком. В тоже время, узкоколейные трамвайные хозяйства испытывали острую нужду в подвижном составе. Для примера, в Черновцах в конце 1940-х годов все еще продолжали курсировать старые двухосные вагоны, произведенные еще во времена «бабушки Австрии», т.е с 1897 по 1914 годы.

Переоборудованный в узкоколейный киевский трамвайный вагон 2М на улице Соборной в Виннице в конце 1960-х годов. До конца 1970-х годов киевские вагоны 2М эксплуатировались в Виннице вместе с немецкими вагонами "Gotha".

Правительством Украины было принято решение проводить на Киевском заводе электротранспорта капитальный ремонт и переоборудование старых киевских трамвайных вагонов для потребностей узкоколейных трамвайных хозяйств Украины. Переоборудовали в основном киевские вагоны 2М (800-ю и 900-ю серии), построенные в 1920-30-х годах, так как эти вагоны имели узкий габарит.


Служебный вагон В-3, построенный в Виннице на базе киевского вагона 2М. 1989 г. Фото из коллекции Ааре Оландера.

Согласно исследованиям, проведенным фанатом электротранспорта Житомира Тарасом Коротуном, первая партия вагонов 2М, переоборудованных под узкую колею 1000 мм. прибыла из Киева в 1947 году. В общей сложности в Житомир прибыли в 1947- 56 года 21 моторный вагон 2М и 4 прицепных вагонов 2П. Эти вагоны проработали в городе до средины 1960-х годов, когда были заменены цельнометаллическими трамвайными вагонами «Gotha» немецкого производства. Окончательно все вагоны киевской серии были выведены из эксплуатации после того, как сеть житомирского трамвая сократилась до одного маршрута, а город получил чешские «Татры». Какие номера в Киеве имели житомирские вагоны № 1 – 21, к сожалению, не удалось.


Киевский вагон 2М в Черновцах. 1965 год. Фото из коллекции Сергея Тархова.

В начале 1950-х годов переоборудованные под ширину колеи 1000 мм. киевские вагоны 2М и 2П начали поступать в Винницу. Сюда, согласно данным сайта transphoto.ru было передано 22 моторных и по крайней мере один прицепной вагон.

В начале 1950-х годов моторные вагоны 2М начали переоборудовать в узкоколейные для Черновцов. Так как в городе условия движения трамвая были чрезвычайно тяжелыми, особое внимание при реконструкции и модернизации уделили тормозной системе. В общей сложности в 1952-59 года в Черновцы было передано 22 трамвайных вагона 2М из Киева. Кузов одного из них в качестве памятника установлен неподалеку от железнодорожного вокзала.


Памятник трамваю Черновцов на базе кузова трамвайного вагона 2М. Именно вагон 2М с номером 10 последним зашел в черновицкое трамвайное депо при закрытии трамвайного движения в 1967 году. Фото Александра Михайлова

Некоторое количество вагонов 2М и 2П были переданы и в ширококолейные системы, для примера киевские вагоны были среди тех, которые открывали трамвайное движение в Конотопе в 1949 году. Три киевских вагона поступило в Мариуполь, а три – в Одессу. Кроме этого вагоны 2М и прицепы 2П передавались из Киева в Стаханов, Горловку, Днепродзержинск, Макеевку, Енакиево, Константиновку, Запорожье. Однако в ряде городов следов киевских вагонов мы не нашли. Еще часть довоенных вагонов 2М и 2П были переоборудованы на КЗЭТе в служебные и работали в Киеве.


Киевский трамвай 2М - один из вагонов, которые открывали трамвайное движение в Конотопе. 1950 г. Фото из архива трамвайного депо Конотопа. Будущий киевский памятник возле ворот Подольского трамвайного депо.

Из вагонов киевской серии 2М наиболее долго сохранялся практически в аутентичном виде вагон, который в Киеве имел номер 822. После работы в Конотопе он вернулся в Киев и с номером 919 был установлен в виде памятника перед воротами Подольского трамвайного депо, где он и простоял до 2015 года.


Трамвайный вагон 2М, поработавший в Конотопе в виде памятника у ворот Подольского трамвайного депо. 1980-е годы.

В начале 1950-х, базируясь на опыте постройки цельнометаллических вагонов М1 (КТЦ) Киевский завод электротранспорта начал разрабатывать конструкцию новых четырехосных трамвайных вагонов для Киева. Первый трамвайный вагон модели КТВ-55 был выпущен в 1955 году. Он был построен на основе рамы еще дореволюционного «Пульмана» № 1063. Вагон имел цельнометаллический кузов с элементами дизайна трамвайного вагона МТВ-82. Одновременно с моторными вагонами, Киевский завод электротранспорта начал выпускать прицепные вагоны КТП-55, которые работали как со своими моторными «братьями» КТВ-55, так и с вагонами МТВ-82. Кроме Киева моторные вагоны для одностороннего движения КТВ-55 попали в Екатеринбург, Минск и Николаев. Прицепные вагоны кроме Киева работали в Минске и Екатеринбурге. Всего на КЗЭТе, по данным Дмитрия Ермака было построено 17 односторонних вагонов КТВ-55, 14 из которых работали в Киеве. Количество прицепов – около 100 вагонов. Из 17 построенных вагонов семь были построены на основе рам дореволюционных «Пульманов», остальные – полностью на основе новых комплектующих. Прицепы же строились на основе только новой комплектации.


Первый трамвайный поезд из трамвайных вагонов КТВ - 55 и КТВ-55, выпущенных КЗЭТом в 1955 году на базе рам дореволюционных "Пульманов". Фото из коллекции Дмитрия Ермака.

Односторонние вагоны КТВ-55, а также их прицепы КТП-55, начали выводить из эксплуатации вместе с вагонами МТВ-82. Еще с начала 1960-х годов основным видом подвижного состава в Киеве стали чешские вагоны «Татра» – с начала это были вагоны «Tatra T2SU», а затем «Tatra T3SU». Постепенно они вытеснили из пассажирской эксплуатации трамваи других моделей. Эра пассажирской эксплуатации вагонов МТВ-82, КТВ-55 и КТП-55 начала заканчиваться в конце 1970-х годов, окончательно они были выведены из пассажирской эксплуатации в 1984 году.


Один из первых двухсторонних вагонов КТВ-55-2 (КТВ-57), посторенный в 1957 году на базе рамы дореволюционного "Пульмана". 1987 год. Трамвай идет по маршруту № 8 с тупиковой конечной в районе университета им. И.Франка. 

Кроме одностороннего вагона КТВ-55, в том же году был разработан вагон КТВ-55-2, предназначенный для двустороннего движения. Двухсторонние вагоны с кабинами управления в «голове» и хвосте вагона были крайне необходимы городу, поскольку несколько киевских трамвайных маршрутов, которые действовали в 1950-х годов, не имели традиционных разворотных колец. В Киеве трамвайные конечные в виде тупика имелись на современной Европейской площади (трамвайная линия по Крещатику, построенная еще в начале ХХ века была разобрана в конце 1940-х годов), а также возле национального университета имени Шевченко.


В салоне двухстороннего трамвайного вагона КТВ-55-2. Фото из коллекции Дмитрия Ермака.

Первые два двухконтролерных вагона КТВ-55-2 были построены в 1955 году на базе дореволюционных «Пульманов» № 1031 и 1050. Они были введены в эксплуатацию 24 октября 1955 года. Вагоны имели по две пары четырехстворчатых дверей с правой и левой стороны кузова. Вторые двери находились примерно посредине вагона, а первые – около кабин водителя. Вагоны отличались расположением пассажирских сидений «лицом к лицу». Первые два двухсторонних вагона получили инвентарные номера 2001 и 2002. В 1956 году также на основе рам дореволюционных вагонов было построено три вагона КТВ-55-2, а в 1957 – 7 таких вагонов. В 1957 году модель КТВ-55-2 получила новое обозначение – КТВ-57. До 1959 года вагоны модели КТВ-57 строились на базе дореволюционных «Пульманов» – всего было построено 22 таких вагона.


Экспериментальный трамвайный поезд из моторного трамвайного вагона КТВ-56 и прицепного КТП-56

В 1959 – 65 годах выпуск вагонов КТВ-57 был временно прекращен. В 1965 году он был снова запущен. Первый вагон, выпущенный в 1965 году, был построен на основе рамы сгоревшего одностороннего вагона КТВ-55 № 1111. Он получил номер 2023. Все остальные вагоны строились на основе новых комплектующих. Их электрооборудование было полностью идентичным вагонам МТВ-82 за исключением того, что вагоны были оборудованы двумя контоллерами.


Двухсторонний вагон КТВ-57 на маршруте № 9 в 1978 году. Фото Ханса Орлеманса.

В общем, в 1955 – 1968 годах на КЗЭТе был построен 81 двусторонний вагон КТВ-55-2 и КТВ-57. Их вывод из эксплуатации в Киеве начался в конце 1970-х годов, когда был закрыт трамвайный маршрут с конечной на Европейской площади. В 1977-83 годах шесть вагонов КТВ-57 были переданы в Конотоп, где в то время трамвайный маршрут № 3 был тупиковым. Параллельно с выведением из пассажирской эксплуатации трамвайных вагонов КТВ-55-2  и КТВ-57 их начали переделывать в служебные вагоны на все том же КЗЭТе. В пассажирской эксплуатации вагоны КТВ-57 пребывали в Киеве до 1988 года, когда был закрыт последний тупиковый трамвайный маршрут к университету имени Ивана Франка. Еще раньше – в 1986 году эти вагоны были выведены из эксплуатации в Конотопе. В виде служебных вагонов они сохранились в Киеве и некоторых других городах.


Киевский трамвай КТВ-55-2 на марке "Укрпочты" 2015 года.

Нужно отметить, что именно с вагонов КТВ-57 в Киеве началась эра использования токоприемников-пантографов, хотя некоторые первые вагоны серии имели два бугеля в головной и хвостовой части вагонов.

Отметим, что в 2015 году, через 60 лет после начала выпуска на Киевском заводе электротранспорта трамвайных вагонов моделей КТВ-55 и КТВ-55-2 (КТВ-57) «Укрпочта» выпустила специальные марки с изображением этих киевских трамваев.

В 1956 году Киевский завод электротранспорта построил экспериментальный трамвайный поезд из моторного вагона КТВ-56 и прицепа КТП-56. Моторный вагон получил номер 20. Номер прицепа неизвестен. Несмотря на удачные испытания, вагоны не были запущены в серию. Они были двухосными, аналогичными по габаритам трамваям КТМ-2 Усть-Катавского завода, но по конструкции кузова повторяющие киевские четыхрехосные вагоны. В частности была изменена форма окон трамвайного вагона.


Трамвайный поезд из вагонов КТВ-55 и КТП-55 на киевской Оболони. На фото - вагоны позднего выпуска, которые по данным Дмитрия Ермака относились к серии КТВ-59 и КТП-59. 1978 год. Фото Ханса Орлеманса

В конце 1950-х годов конструкция вагонов КТВ-55 и КТП-55 была несколько изменена. Соответственно серия начала обозначатся как КТВ-59 и КТП-59. Что до внешнего вида, то отличием является форма окон. Вагоны, выпущенные начиная с 1959 года уже не имели характерных для вагонов МТВ-82 заокругленных форточек над основными окнами салона. Все вагоны, выпущенные с 1959 года, были построены на основе только новых запчастей.


Трамвайный поезд из вагонов КТВ-59 и КТП-59. 1960 г. Фото из коллекции Дмитрия Ермака

В начале 1960-х годов в Киев поступили новые трамвайные вагоны «Tatra T2SU» из Чехословакии, а также РВЗ-6 производства Рижского вагоностроительного завода. Это событие ознаменовало прекращение выпуска новых трамвайных вагонов на Киевском заводе электротранспорта. Рижские вагоны эксплуатировались в Киеве всего несколько лет, затем были переданы в другие города Украины. Киев стал закупать исключительно новые вагоны «Татра», выпуск же двусторонних вагонов КТВ-57 продолжался до конца 1960-х годов, что было вызвано, как мы уже упоминали, наличием в Киеве туповых трамвайных маршрутов.


Вагоны КТВ - 57 на трамвайном маршруте № 16, который курсировал по Владимирскому спуску до Европейской площади. 10 апреля 1977 год - последний день работы этой трамвайной линии. Фото из коллекции Дмитрия Ермака.

Еще в конце 1950-х годов Киевский завод электротранспорта начал производство троллейбусов. Это было связано с тем, что во времена Хрущева троллейбус был признан более прогрессивным видом транспорта чем трамвай. КЗЭТ освоил несколько моделей пассажирских троллейбусов, выпускавшихся под маркой «Киев». Среди них – троллейбус «Киев-5ЛА» на базе кузова автобуса ЛАЗ-695, а также первый в СССР трехдверный троллейбус «Киев – 6». Отметим, что именно на троллейбуса «Киев – 6» была впервые в СССР была установлена тиристорно-импульсная система управления тяговым электроприводом, разработанная совестными усилиями конструкторов Киевского завода электротранспорта и Запорожского электроаппаратного завода. Однако, выпуск пассажирских троллейбусов в Киеве в начале 1970-х годов был свернут – хозяйства Украины стали получать троллейбусы производства Завода имени Урицкого в Энгельсе (ЗиУ-5, а затем ЗиУ-682), чешские троллейбусы «Skoda», а в 1980-е годы – румынские машины «DAC-Rokar». Лишь в начале 1990-х годов была сделана попутка снова возродить производство троллейбусов на КЗЭТе, однако было выпущено очень малое количество машин. О производстве троллейбусов на КЗЭТе мы посвятим отдельный материал.


Рельсошлифовальный поезд на основе вагонов 2М и 2П, изготовленный на КЗЭТе в 1955 году. 1970-е годы. Фото из коллекции Дмитрия Ермака.

С конца 1960-х годов и до начала 1990-х основным производством на КЗЭТе был капитальный ремонт трамваев и троллейбусов чешского производства. Параллельно с выполнением капитальных ремонтов, причем не только для Киева, но и для других городов Украины, на КЗЭТе строили грузовые троллейбусы КТГ, а также переоборудовали пассажирские трамвайные вагоны в служебные.


Слева - передвижная тяговая подстанция, построенная на основе дореволюционного "Пульмана" на КЗЭТе. 1960-е годы. Фото из коллекции Дмитрия Ермака

Отметим, что одним из видов продукции КЗЭТа в 1950-60-х годах были передвижные тяговые подстанции, которые строили на базе списанных дореволюционных «Пульманов». Одна из таких передвижных тяговых подстанций была в 1951 году установлена около трамвайной линии на Набережном шоссе. До сих пор трамвайную линию в Пущу-Водицу питают именно такие передвижные тяговые подстанции. Изначально тяговые передвижные подстанции комплектовались ртутными выпрямителями, а затем – полупроводниковыми (диодными и тиристорными) производства Запорожского электроаппаратного завода.


Специальный путеуборочный трамвай, построенный на основе вагона КТВ-57 на КЗЭТе в 1970-е годы. Фото из коллекции Дмитрия Ермака

Что до других моделей служебных вагонов, то на основе вагонов 2М выпускались специальные поливомоечные вагоны. В 1959 году КЗЭТ выпустил роторный снегоочиститель-грузовоз СГ-1. Кроме того, были разработаны различные модификации служебных вагонов для монтажа и обслуживания контактной сети. Некоторые модели были снабжены дизельным генератором.


Рельсосварочный вагон РЗВ-2, построенный на КЗЭТе на основе вагона МТВ-82 в 1970-х годах.

В 1955 году на базе поезда 2М+2П был построен двухвагонный трамвайный поезд-рельсошлифовщик. На базе вагонов МТВ-82 и КТВ-55 строились различные модификации рельсосварочных вагонов.

На базе вагона КТВ-55 в 1977 году на КЗЭТе построили специальные вагоны – путеуборочный, а также хоппер-дозатор. Служебные вагоны на базе трамваев «Tatra» производили на КЗЭТе и для потребностей других городов Украины.


Хоппер-дозатор ХДМ-1, построенный на КЗЭТе в 1970-х годах. Фото 2011 года.

В 1990-е годы Киевский завод электротранспорта был приватизирован. Он уже не входил в систему «Киевпасстранса». В средине 2000-х годов он лишился и своей исторической территории – теперь завод базируется на территории Подольского трамвайного депо.


Трамвайный вагон KT3UA, изготовленный на КЗЭТе на основе кузовов и тележек вагонов "Tatra T3SU".

В 2004 году на основе чешской технологии Киевский завод электротранспорта освоил изготовление на базе кузовов трамвайных вагонов «Tatra T3SU» новых трехсекционных трамваев с частично низким уровнем пола KT3UA «Кобра». Всего было выпущено 16 таких трамваев – 14 для Киева и 2 для Кривого Рога.


Вагоны ФК-80 киевского фуникулера, изготовленные на КЗЭТе в 1984 году.

Кроме трамваев, в послевоенные годы Киевский завод электротранспорта изготовил также вагоны киевского фуникулера. В 1956 году два вагона фуникулера К-56 были изготовлены по проекту инженера В.С. Серегина. Эти вагоны проработали до начала 1980-х годов, когда были заменены в 1984 году на новые вагоны ФК-80, которые по дизайну напоминают своих предшественников. Отметим, что в этом году в Киеве несколько раз объявляли тендер на закупку новых вагонов фуникулера, однако ни один из них не был результативным, поэтому, очевидно, еще не один год киевлянам будут служить вагоны фуникулера, построенные на КЗЭТе.

Список использованной литературы:

1. Ермак Д.А. Трамвай на улицах Киева/ Д.А. Ермак. – Киев: Скай-Хорс, 2011;

2. Бейкул С.П., Брамський К.А. Київський трамвай. До 100-річчя з дня пуску в експлуатацію/ Бейкул С.П., Брамський К.А. – Київ: Будівельник, 1992.

Использованы фотоматериалы из указанных книг, а также с сайта transphoto.ru

comments powered by HyperComments