Одесский троллейбус сегодня празднует свой 73-й день рождения

Среда , 7 ноября 2018, 19:51
Одесскому троллейбусу сегодня исполняется 73 года. Несмотря на почтенный "пенсионный возраст, он на пенсию не собирается, а наоборот недавно значительно "помолодел". "Пассажирский Транспорт" рассказывает о троллейбусах, которые в разные годы колесили по улицам Одессы.
Одесский троллейбус сегодня празднует свой 73-й день рождения

Строительство троллейбуса в Одессе было начато еще до начала Великой отечественной войны в 1940 году. В начале 1941 года в наш город были доставлены первые троллейбусы ЯТБ-4, построенные на Ярославском автомобильном заводе. Группа из 38 будущих водителей троллейбуса была направлена в Киев на учебу и стажировку. Открыть линию планировали 7 ноября 1941 года, однако этому помешало начало войні и оккупация Одессы румынскими и немецкими войсками.


Монтаж опор первой троллейбусной линии в Одессе, апрель 1941 года, Дерибасовская. Фото из архива музея КП "ОГЭТ".

Во время оккупации всю контактную сеть разобрали и вывезли в Румынию вместе с 11 троллейбусам ЯТБ-4, которые успели доставить в Одессу с завода перед началом войны. Там эти машины проработали около трех лет.

После освобождения Одессы от германских нацистов и румынских войск Антонеску, в 1944 году было принято решение о скорейшем восстановлении троллейбусного движения. После капитуляции режима Антонеску в Одессу из Румынии удалось вернуть все 11 троллейбусов, три из них, правда, потребовали ремонта, однако их восстановили в мастерских одесского трамвая.


Коллективное фото водителей одесских троллейбусов 1945 года. Из архива музея КП "ОГЭТ".

С весны 1945 года начался монтаж троллейбусной контактной сети первого в Одессе троллейбусного маршрута от железнодорожного вокзала до площади Льва Толстого.

Троллейбус ЯТБ на Пушкинской угол Греческой, 1949 г., из фонда ЦГКФФА Украины им. Пшеничного

Согласно советским традициям, запуск троллейбусного маршрута № 1 в пассажирскую эксплуатацию состоялся 7 ноября 1945 года – в 28-ю годовщину Октябрьской революции. Работу первой троллейбусной линии открывали довоенные троллейбусы ЯТБ-4. Троллейбус №1 одесского троллейбуса с 1945 года и по начало 1980-х проходил от железнодорожного вокзала по улице Пушкинской, Дерибасовской, Соборной площади и улице Льва Толстого до одноименной площади.


Троллейбус модели МТБ-82 на Пушкинской около Филармонии, 1953 г. фото Я. Таборовского из фонда ЦГКФФА Украины им. Пшеничного

Троллейбусы ЯТБ-4 с деревянными кузовами возили пассажиров в Одессе до конца 1950-х – начала 1960-х годов. В роли служебных две машины дожили даже до 1970 года.

Сразу после войны на военном авиазаводе № 82 в Тушино под Москвой начали разработку нового советского троллейбуса, который получил название МТБ-82 (московский троллейбус завода №82). Кузов троллейбуса был практически полностью унифицирован с конструкцией автобуса ЗиС, а также частично – с кузовом трамвайного вагона МТВ-82. Если троллейбусы ЯТБ-4 имели деревянный кузов, то троллейбусы МТБ-82 – цельнометаллический.


Троллейбус МТБ-82Д и дореволюционный трамвай "La Croyère" на улице Красной Армии (ныне Садовая). 1959 г. Фото из коллекции Станислава Львовского.

Первые троллейбусы МТБ-82 появились в Одессе в 1948 году, через три года после открытия троллейбусного движения. Всего таких троллейбусов в 1948-50 годах в Одессу с завода прибыло десять штук. Еще пять было в 1950 году передано из Киева. В 1952 – 59 годах в город прибыло 58 модернизированных троллейбусов МТБ-82, которые выпускал завод имени Урицкого (ЗиУ) в Энгельсе Саратовской области.


Один из троллейбусов ЗиУ-5 первой одесской партии. 1972 г. Фото из архива КП "ОГЭТ".

В начале 1960-х годов в Одессу начинаются поставки троллейбусов Киевского завода электротранспорта (КЗЭТа). В 1961-2 годах в Одессу прибыли три троллейбуса КТБ-1, которые были первой моделью «Киянок» и в тот же год в Одессу начинаются поставки новой модели троллейбуса ЗиУ-5, которые производил троллейбусный завод в Энгельсе.

"
Киянки" в троллейбусном депо Одессы. 1965 год. Фото из коллекции музея КП "ОГЭТ".

В 1964 году в самой Одессе начинается производство троллейбусов. На местный автосборочный завод из Львова и Киева передают сборку троллейбусов ЛАЗ-695Т (он же «Киев – 5ЛА») на основе кузовов львовских автобусов ЛАЗ-695. Кузова троллейбусов в Одессу поставляли из Львова, электрооборудование – из Киева. Всего таких троллейбусов, которые получили обозначение ОдАЗ-695Т, было собрано в Одессе 476 единиц. В самой Одессе осталось 35 таких машин.

В 1965 и 1967 годах в Одессу с Киевского завода электротранспорта поступило две партии троллейбусов: 20 машин «Киев – 2» и 32 машины «Киев – 4».

Троллейбус ОдАЗ-695Т во время механизированной мойки в троллдепо. Фото из газеты «Міський електротранспорт» № 24 за 12.06.1968

К сожалению, украинские троллейбусы проиграли состязание с машинами «ЗиУ-5». Троллейбусы из Энгельса, во-первых, были более просторными, а во-вторых – более надежными в эксплуатации. Первыми улицы Одессы в 1967 – 69 годах покинули местные ОдАЗы – часть из них была переделана из троллейбусов в автобусы, потом пришел черед и «Киянок» – их вывели из эксплуатации  в 1972 году.

Троллейбусы производства завода имени Урицкого надолго стают основными моделями в Одессе. Поскольку в городе имелась хорошая ремонтная база, отдельные машины проработали значительно дольше, чем было записано в паспорте машин. Для примера, троллейбус «ЗиУ-5» с инвентарным номером 291 1967 года выпуска проработал 22 года и был списан в 1989 году. Правда последние годы он уже не возил пассажиров, а работал в качестве техпомощи. Всего в Одессу было доставлено 78 троллейбусов модификации ЗиУ-5 в 1961-66 годах. В 1966 вышла новая модификация ЗиУ-5Г и в Одессу прибыло 25 таких троллейбусов. С 1969 года начинаются поставки троллейбусов ЗиУ-5Д, которых прибыло 144 машины. Их поставки продолжались до 1972 года, когда на конвейере завода в Энгельсе троллейбусы ЗиУ-5 сменила новая модель ЗиУ-9 (ЗиУ-682).

Троллейбусы ЗиУ-682 и ЗиУ-5 на Привокзальной площади в Одессе. Фото 1980-х годов.

Эпоха троллейбусов ЗиУ-682 в Одессе началась в 1972 году, когда в город прибыл первый троллейбус модели ЗиУ-682Б с номером кузова 528. Последняя поставка таких троллейбусов в Одессу произошла в 2003 году, когда город приобрел два троллейбуса модели ЗиУ-682Г-016. До сих пор на улицах Одессы можно встретить более двух десятков троллейбусов модели ЗиУ-682 в разных модификациях, часть троллейбусов в средине 2000-х прошла капитально-восстановительный ремонт с заменой кузова - фактически были построено заново под старыми документами. Если учесть неисправные машины, в троллейбусном парке насчитывается почти 100 таких машин.


Брендированный в цвета Одессы троллейбус ЗиУ-682 прошедший капитально-восстановительный ремонт в 2017 году.

В 1992 году в Одессе появились первые троллейбусы-гармошки произведенные на Южном машиностроительном заводе в Днепре. Это были машины ЮМЗ Т1, построенные на основании конструкции троллейбуса «Киев – 11» Киевского завода электротранспорта. Сейчас в Одессе насчитывается 15 таких троллейбусов. С 1996 года с «Южмаша» поставляются односекционные троллейбусы ЮМЗ Т2. Еще часть троллейбусов этой модели переделаны из двухсекционных троллейбусов ЮМЗ Т1 с «ампутацией» прицепа.


Троллейбус ЮМЗ Т1 в Одессе на улице Канатной. 2018 г.

Первыми низкопольными троллейбусами Одессы стали российские троллейбусы модели ТролЗА-5265.00 "Мегаполис", которые прибыли в город в мае 2009 года. Всего на заводе в Энгельсе было закуплено 16 таких машин, каждая из которых обошлась в 348 тысяч евро.

Интересный факт – хотя в 2000-х годах основным поставщиком троллейбусов в Украине был Львовский автобусный завод, ни одна его машина никогда не работала в Одессе.


ТролЗА-5265.00 "Мегаполис", первые низкопольные троллейбусы в Одессе. Фото 2017 г.

В "полку" низкопольных троллейбусов прибыло в 2012 году, когда в чешском городе Градец-Кралове было закуплено пять троллейбусов "Škoda 21Tr". Вместе с ними в город прибыли и восемь чешских троллейбусов более старой модели "Škoda 14Tr". Несмотря на свой значительный возраст, даже "Škoda 14Tr" (а ее серийный выпуск начали в самом начале 1980-х годов) может дать фору украинскому троллейбусу ЮМЗ Т2, спроектированному намного позднее. Всего в Одессе есть 8 троллейбусов "Škoda 14Tr", 5 - "Škoda 21Tr", а также 41 троллейбус ЮМЗ в "одиночной" и сочлененной версиях - но часть из них в ремонте.

Что до троллейбуса "Škoda 21Tr", то в сентябре этого года КП "Одесэлектротранс" установило на такой троллейбус оборудование для автономного хода и он стал электробусом с зарядкой от контактной сети.

В 2016 году парк низкопольных троллейбусов в Одессе пополнился 10 новыми троллейбусами "Богдан Т701.17", выпущенными на Луцком автосборочном заводе. Это была первая партия отечественных низкопольных машин, которую приобрели в Одессе.

С сентября 2017 года на протяжении года в Одессу поставлялись новые низкопольные троллейбусы белорусского производства завода "Белкомунмаш" 321-й модели. Эти троллейбусы были приобретены за средства кредита Европейского банка реконструкции и развития. Одесса стала первым городом в Украине, который полностью реализовал кредитную программу ЕБРР на поставку троллейбусов. Всего их имеется 47 единиц.

Сегодня троллейбусное хозяйство Одессы имеет на балансе 216 троллейбусов, из которых в рабочем состоянии находится более 120 машин.

На линию же выходит около 90 "рогатых", что связано в первую очередь с недостатком водителей. Одесса – один из немногих городов Украины, где основу выпуска с недавних пор составляют именно низкопольные современные троллейбусы. Из 122 исправных троллейбусов – 72 низкопольные.

Старые троллейбусы ждет различная участь – те машины, которые лучше всего сохранились восстанавливают, а машины в плохом техническом состоянии скорее всего будут списаны и утилизированы.

comments powered by HyperComments