Как Одесса в 2018 году обновляла общественный транспорт

Антон Лягушкин  |  Пятница , 28 декабря 2018, 20:20
В 2018 году городской электротранспорт Одессы пополнился новыми троллейбусами белорусского производства, кроме того появился новый трамвай с чисто одесским дизайном, а также электробус одесского производства.
Как Одесса в 2018 году обновляла общественный транспорт

На протяжении 2018 года троллейбусный парк Одессы пополнился 47 новыми низкопольными троллейбусами БКМ 321, шестью трамваями модели Т3 КВП Од и одним трамваем с специальным одесским дизайном Т3 КВП Од «Одиссей». Кроме того, силами  КП «Одесгорэлектротранс» чешский троллейбус «Skoda 21Tr» был переоборудован в электробус с динамической подзарядкой от контактной сети, а говоря проще – в троллейбус с автономным ходом. Что до автобусов, то, к сожалению, частные перевозчики не почти не порадовали одесситов появлением городских автобусов большого класса.


 

Троллейбусы

Одесса стала первым городом в Украине, который завершил в 2018 году поставку электротранспорта, приобретенного за средства Европейского банка реконструкции и развития. Переговоры о получении «троллейбусного» кредита Одесский городской совет начал еще в 2015 году. Кредитное соглашение было подписано осенью 2015 года, а тендер на закупку 45 троллейбусов по процедуре Европейского банка реконструкции и развития был объявлен 20 сентября 2016 года. Его победителем стал белорусский производитель, который установил за машины самую низкую цену, которая позволила приобрести не 45, а 47 машин. Все 47 троллейбусов обошлись КП «Одесгорэлектротранс» в 8 млн. евро, то есть цена одной машины составила 171 тыс. евро. Покупку можно считать очень выгодной, поскольку троллейбусы АКСМ 321 (таково официальное обозначение этой модели, хотя часто их обозначают как БКМ 321) для Одессы оборудованы еще и дизель-генератором, поэтому они могут передвигаться в аварийном режиме при отсутствии напряжения в контактной сети. По таким своим характеристикам они, фактически, являются аналогами черновицких машин «Skoda 21Tr», однако те, при поступлении с завода в троллейбусное депо Пльзеня, стоили почти в два раза дороже.

Первый троллейбус АКСМ 321 прибыл в Одессу в конце 2017 года. 28 декабря 2017 года прошла его презентация. Он получил символический номер 0001 – в «ОГЭТ» решили новые троллейбусы, купленные за средства ЕБРР, выделить деповскими номерами в отдельную серию. Впервые пассажиров на маршрутах белорусский троллейбус № 0001 начал возить 5 февраля 2018 года.

Белорусские троллейбусы АКСМ 321 имеют 100% низкого пола, вмещают до сотни пассажиров и оборудованы 26 сидениям. Для удобства пассажиров с инвалидностью, которые передвигаются в колясках, средние двери троллейбуса оборудованы откидным пандусом, кроме того в салоне предусмотрена специальная площадка для инвалида-колясочника, оборудованная упором и ремнем безопасности.

Поставка всех 47 троллейбусов в Одессу завершилась в начале октября 2018 года. 17 октября в троллейбусном депо прошла торжественная презентация по поводу завершения поставки белорусских троллейбусов в Одессу.

Благодаря поставкам в наш город троллейбусов «Белкомунмаша», купленных за средства Европейского банка реконструкции и развития, сейчас львиная доля «рогатых», которые работают на одесских маршрутах – это низкопольные современные машины. Всего низкопольных машин на балансе КП «Одесгорэлектротранс» насчитывается 78. Кроме новых «белорусов», это 16 троллейбусов «ТроллЗа-Мегаполис 5265.00» российского производства, которые работают в Одессе с 2009 года, 5 чешских троллейбусов «Skoda 21Tr», а также 10 троллейбусов «Богдан Т701», которые были приобретены в 2016 году.

К концу 2018 года на балансе троллейбусного депо Одессы насчитывалось более двух сотен троллейбусов, из них исправными является более чем 120 машин. Правда, параллельно с пополнением парка «рогатых» в текущем году, троллейбусный парк также ожидает списание старых неисправных троллейбусов, ремонт которых уже невозможен. В декабре этого года депутаты Одесского городского совета согласовали списание и утилизацию 43 троллейбусов ЗиУ-682, возраст которых перевалил за 20 лет. Другие старые троллейбусы будут восстанавливать.

В связи с поступлением новых троллейбусов, правда, возникла другая проблема – нехватка водителей «рогатых». Из-за нее сейчас на линию не выезжает значительное количество уже не новых, однако исправных троллейбусов. Для примера сейчас на линию не выходят троллейбусы-гармошки ЮМЗ Т1, которые могут перевозить большое количество пассажиров в пиковые часы. Сейчас в КП «ОГЭТ» работают над подготовкой новых водителей электротранспорта, ведь не только троллейбусное, но и трамвайное хозяйство города ждет обновление – кредит Европейского инвестиционного банка на «магистральный трамвай» по линии Север – Юг уже согласован в Министерстве инфраструктуры Украины.


 

Трамвай

Трамвайный парк Одессы в 2018 году продолжил пополнятся за счет производства новых трамваев силами вагоноремонтных мастерских КП «ОГЭТ». Чисто формально, производство трамваев на основе новых кузовов, современной системы управления тяговым электроприводом и капитально восстановленных тележек называется «капитально-восстановительным ремонтом с продлением срока эксплуатации и заменой кузова». Сокращение от этой формулировки – КВП является элементом названия новой модели трамвая – Т3 КВП Од. В Чехии подобное изготовление трамваев называют «бумажной модернизацией».

Программа изготовления трамваев силами КП «Одесгорэлектротранс» стартовала в 2016 году. Кузова трамвайных выпускают на заводе «Будмаш» в Калуше. Киевская фирма «Политехносервис» комплектует их системой управления тяговым электроприводом и статическим преобразователем и поставляет для окончательной сборки в вагонно-ремонтные мастерские КП «Одесгорэлектротранс», где проводят окончательную сборку трамваев. При этом производстве используются в основном украинские комплектующие. Что до тележек, то их капитально восстанавливают в «Одесгорэлектротрансе». В результате получается практически новый трамвай с частично-низким уровнем пола – т.н. «корытопол», который практически ничем не уступает украинскому трамваю К1М, однако стоит значительно дешевле. Если сравнивать стоимость трамвая Т3 КВП Од с новым трехсекционным «Электроном», который, между прочим, может перевозить практически столько же пассажиров, то одесский трамвай стоит в пять раз дешевле.

В 2018 году силами КП «Одесгорэдектротранс» было построено 6 новых трамваев Т3 КВП Од, кроме того появился трамвай со специальным одесским дизайном. Для того, чтоб выбрать его название был объявлен конкурс, в котором победило название «Одиссей». Первый вагон Т3 КВП Од «Одиссей» был представлен одесситам в сентябре этого года. До конца осени длилась его сертификация, и в ноябре он вышел на линию для работы с пассажирами. В изготовлении деталей экстерьера и интерьера нового трамвая «Одиссей» приняла участие днепровская фирма МДС.

Осенью 2018 года Министерство инфраструктуры Украины дало «зеленый свет» выделению Одессе кредита ЕБРР на магистральную трамвайную линию «Север – Юг». В рамках реализации этого проекта запланирована закупка 37 новых трамвайных вагонов. Это будут сочлененные низкопольные вагоны. Возможно, что их производство будет частично локализовано в Одессе.

Кроме закупки новых трамваев за кредитные средства, в Одессе и далее собственными силами будут строить трамваи – сейчас в вагонно-ремонтных мастерских «Одесгорэлектротранса» проходит сборка еще 3 «Одиссеев». Как и в случае с троллейбусами, старые и непригодные к ремонту трамваи в Одессе спишут - депутаты согласовали списание 21 трамвайного вагона 1969 - 86 годов выпуска.


 

Электробус

Троллейбусы с большим автономным ходом, а также электробусы со статической и динамической зарядкой стают все более популярным видом транспорта не только в Европе, но и в Украине. Ряд украинских городов приобрел троллейбусы с автономным ходом. Они уже работают в Черновцах и Краматорске, а также других городах. Во Львове с 2016 года на маршрутах эксплуатируется электробус со статической зарядкой – его произвел местный завод «Электронтранс».

В Одессе же решили построить троллейбус с автономным ходом собственными силами. За основу взяли полунизкопольный троллейбус «Skoda 21Tr» чешского производства. Презентация нового транспортного средства, модернизированного силами КП «Одесгорэлектротранс» прошла в начале сентября 2018 года. По словам инженеров ОГЭТ, троллейбус на автономном ходу от аккумуляторов может проехать около 50 километров, тяговые аккумуляторы заряжаются от контактной сети троллейбуса во время движения.

По словам руководителя транспортного департамента Одесского городского совета Александра Илько, в планах Одессы собственными силами строить по одному такому электробусу в месяц. Курсировать новый электротранспорт будет по специальному маршруту по улице Балковской.


 

Автобусы

С новыми автобусами Одессе в 2018 году, к сожалению, не повезло. Хотя власти Стамбула весной 2017 года обещали подарить Одессе 30 автобусов большого класса, обещания так и не материализовались. Как сообщил в апреле 2018 года руководитель транспортного департамента одесской мэрии Александр Илько, даже если власти Стамбула сдержат свое обещание подарить транспорт, то ввести в Украину эти автобусы будет проблематично. Дело в том, что стамбульские автобусы, которые собирались подарить Одессе, выпущены еще в 1999 году. Хотя они и прошли модернизацию, украинские таможенники говорят, что ввозить такую технику в Украину нельзя, поскольку автобусы выпущены до 2009 года и не соответствуют экологическому стандарту «Евро – 5».

Что до частных перевозчиков Одессы, то они не спешат закупать новые автобусы жалуясь на засилье льготников, из-за которых они терпят убытки. Чиновники одесского городского совета говорят, что в первую очередь средства из городского бюджета выделяются на поддержку городского электротранспорта – в приоритете именно трамваи и троллейбусы. Так что в плане закупки новых автобусов Одесса пока-что пасет задних.

Отметим, что в Украине появился уже третий производитель, который создал собственный автобус 12-метровый низкопольный автобус с дизельным двигателем – на этой неделе машину «Эталон» А122.10 «Астра» презентовали в Киеве. Выпускать этот автобус будет Черниговский автозавод, который с 2012 года выпускает 12-метровые низкопольные автобусы «Барвинок». Корпорация «Эталон» обещает, что ее автобусы будут дешевле других украинских автобусов большого класса – «Богдан» А701.32 и «Электрон» А185, хотя также будут соответствовать экологическому стандарту «Евро – 5» и даже «Евро – 6». Согласно данным системы «Прозорро» «Богдан» продает свои автобусы по цене от 130 тыс. евро (по такой цене А701.32 приобрели в Ивано-Франковске), а «Электрон» - от 147 тыс. евро – по такой цене с ним «сторговались» власти Львова, хотя Ужгороду этот производитель продал автобусы по 5,4 млн. грн. за машину. Будем надеяться, что в 2019 году  в Одессе займутся и созданием городского автопарка с современными автобусами большого класса. Если уж не с новыми, так хоть «бэушными».

comments powered by HyperComments