В Полтаве отказываются от троллейбусов-«гармошек»
Полтавские траспортники считают эксплуатацию сочлененных троллейбусов экономически неэффективной – такие машины потребляют вдовое больше электроэнергии, чем «одиночные» троллейбусы, однако перевозят мало пассажиров. Поэтому все оставшиеся гармошки «модернизируют» с «обрезанием» прицепа. Таким образом планируют обновлять троллейбусный парк города не покупая ни новых, ни «бэушных» машин. Об этом пишет сайт «Сегодня».
Как уже сообщал «Пассажирский транспорт», капитальный ремонт и модернизация троллейбусов ЮМЗ Т1 обходится в Полтаве почти в 2 млн. грн. По заверению подрядчика, модернизация троллейбусов очень глубокая – от старого троллейбуса остаются только несущая рама, двигатель и… устаревшая реостатно-контакторная система управления тяговым электроприводом.
Полтавские водители, правда, довольны и такой «модернизацией». Водитель троллейбуса Александр Демченко, с которым пообщались журналисты газеты «Сегодня», который раньше ездил на сочлененном троллейбусе, говорит, что управлять троллейбусом без прицепа легче, чем «гармошкой».
«Прекрасный троллейбус, можно работать на нем, все удобно, все хорошо», – утверждает водитель. Пассажиры также в основном довольны новыми троллейбусам, так как в них обновили салон с установкой новых сидений.
Транспортные чиновники Полтавы говорят, что сейчас эксплуатация сочлененных троллейбусов экономически невыгодна, ведь сейчас пассажиропоток троллейбусов значительно меньше, чем в 1990-е годы, когда в Полтаву и прибыли «гармошки» ЮМЗ Т1.
Павел Богодистый, начальник технического отдела «Полтаваэлектротранс», говорит, что троллейбусы ЮМЗ Т1 неэкономичны именно из-за наличия двух тяговых двигателей – в головной части («тягаче») и в прицепе.
«Тут двигатель стоит, и тут тоже стоит тяговой двигатель. Поэтому этот троллейбус потребляет больше электрической энергии. На 70% больше потребляет», – говорит Павле Богодостый. По его словам, в Полтаве сейчас осталось только две троллейбусные «гармошки», однако они также скоро будут «модернизированы». Инженер жалуется, что узлы сочленения ЮМЗов уже очень изношены, а деталей для них нет.
И хотя Полтава выкладывает за «обрезание» троллейбусов ЮМЗ Т1 значительно большие суммы, чем те, за которые Ивано-Франковск и Черновцы покупают подержанные «гармошки» из Европы, полтавские чиновники считают такие операции над троллейбусами экономически выгодными.
«В какой-то мере – это экономия бюджетных средств. Два отремонтированных, капитально восстановленных троллейбуса – это лучше, чем один новый», – заявил Алексей Чепурко, заместитель полтавского «градоначальника» по вопросам ЖКХ.
А вот транспортные эксперты и некоторые профессиональные электротранспортники считают позицию полтавчан ошибочной.
«Обратите внимание, в Европе сейчас эксплуатируют не только сочлененные двухсекционные, но и трехсекционные троллейбусы. Так и должно быть, так как троллейбус эффективен только тогда, когда он является массовым видом транспорта. Превращать «гармошки» в одиночные троллейбусы – это нонсенс. Я понимаю, когда это вызвано критическим износом узла сочленения, а в других случаях это просто глупо. А если говорит о цене полтавской «модернизации» почти в 2 млн. грн., то логичнее за такие средства купить другой сочлененный троллейбус, например «Skoda 15Tr» из Европы», – говорит Дмитрий Янкивский из Львова.
Любитель электротранспорта из Житомира Тарас Коротун говорит, что недавно в Житомире восстановили троллейбус-«гармошку» ЮМЗ Т1:
«Мы имеем сейчас в городе 10 рабочих троллейбусных «гармошек» - семь «Skoda 15Tr» и три ЮМЗа. Один из ЮМЗов недавно вышел из капитального ремонта. В пиковые часы на загруженных маршрутах эти машины здорово выручают пассажиров. У нас в городе никогда не делали «обрезание» гармошкам. Надеюсь, что еще 2 ЮМЗ Т1 будут восстановлены», а – говорит Тарас.
Директор КП «Тернопольэлектротранс» Андрей Мастюх говорит, что эксплуатация сочлененных троллейбусов экономически эффективна даже в небольших городах, как Тернополь.
«Хотя в нашем городе проживает немного больше, чем 200 тысяч жителей, у нас больше половины парка – это троллейбусы-«гармошки» «Skoda». Именно благодаря тому, что мы имеем большие троллейбусы, мы можем эффективно конкурировать с частными автоперевозчиками – мы обеспечиваем и лучший комфорт, и более низкую цену. Да, конечно, «гармошки» потребляют больше энергии, однако это компенсируется количеством перевезенных пассажиров. На самом деле нужно не «обрезать» прицепы троллейбусам, а правильно составлять графики – в «пиковые» часы для «гармошек» всегда найдутся пассажиры», – говорит Андрей Мастюх. - «Давайте посчитаем реально – «одиночный» троллейбус везет 100 человек, «гармошка» – 150 – 160. В обоих случаях – есть кондуктор и водитель. Однако в «гармошке» они обслуживают в два раза больше пассажиров», – говорит Андрей Мастюх.
По его словам, Тернополь отказался от ЮМЗ Т1, однако это произошло потому, что город нашел более экономичную замену, а сами машины ЮМЗ были очень изношены.
Курс на активное использование сочлененных троллейбусов взял и Ивано-Франковск, в котором проживает также чуть больше 200 тысяч жителей.
«Да, мы вывели из эксплуатации ЮМЗы, однако мы нашли им замену, которая обошлась дешевле, чем восстановление троллейбусов из Днепра. Когда получили «гармошки» из Чехии и Австрии, то как только они вышли на линию, люди сразу стали больше пользоваться троллейбусами. Сейчас тестируем новые «гармошки» «Volvo». Будем еще такие тролейбусы покупать», – говорит главный инженер КП «Электроавтотранс» из Ивано-Франковска Василий Бойчук.
На фото - один из последних троллейбусов-"гармошек" в Полтаве - ЮМЗ Т1 № 65. Автор фото - Юрий Давыденко.