В Одессе разработают новую программу развития электротранспорта
Во время сегодняшнего аппаратного совещания в мэрии глава муниципального департамента экономики Сергей Тетюхин рассказал о планах горсовета разработать новую программу развития электротранспорта. Связано это с тем, что аналогичная предыдущая городская целевая программа имела срок действия на 2016-2018 гг. и завершилась. Соответственно, по мнению Тетюхина, необходима новая программа сроком на три года и более. Так как городские целевые программы позволяют вполне официально определять курс развития той или иной отрасли на среднесрочную перспективу в 3-5 лет и более эффективно распределять бюджетные средства в течении нескольких лет.
Напомним, завершившаяся уже программа развития одесского электротранспорта на 2016-2018 гг. предусматривала расходы в 1,43 миллиарда гривен, из которых лишь 432 миллиона планировалось взять из собственных средств городского бюджета и КП "Одесгорэлектротранс", остальные - за счет кредитов и частных инвесторов. На эти средства предполагалось закупить 7 новых трамваев, сборка новых трамваев из закупаемых комплектующих, закупка 70 троллейбусов, в том числе на средства кредитов ЕБРР.
Некоторые моменты программы выполнить не удалось: речь идет о 7 трамваях и 20 троллейбусах, которые предполагалось купить в 2017-2018 гг. по программам государственного софинансирования - когда из государственного бюджета оплачивалось от 50 до 70% стоимости закупки. Эта программа работала лишь в 2015 году, когда несколько городов смогли закупить новые трамваи с частично низким уровнем пола производства компании "Татра-Юг" модели "К1М" - 5 вагонов тогда закупил Киев, по одному досталось Одессе и Мариуполю. Таким образом компания смогла распродать ранее изготовленные, но не выкупленные Киевом еще с 2010 года вагоны. Однако, начиная с 2016 года государство уже не возмещало часть стоимости нового электротранспорта украинского производства.
Вместе с тем, проект по самостоятельной сборке трамваев за средства городского бюджета и собственных средств КП "Одесгорэлектротранс" удалось даже перевыполнить. В частности, до конца 2018 года закупили корпуса для 16 трамваев модели "Т3 КВП Од" и еще 6 "Т3 КВП Од "Одиссей". Первые 16 все готовы и перевозят пассажиров, а из шести "Одиссеев" пять пока еще в процессе сборки в одесских вагоноремонтных мастерских, один готов.
Существенный прогресс был достигнут по троллейбусам. Так, в рамках 70 предусмотренных программой троллейбусов, 5 были закуплены во второй половине 2016 года за счет городского бюджета - это вторая за тот год закупка троллейбусов "Богдан". Вместо 45 троллейбусов, запланированных по кредиту ЕБРР, на самом деле закупили на два больше - 47, за счет снижения цены выигравшим тендер заводом "Белкоммунмаш". Так что, вместо 70 город получил 52 машины - так как на основе государственного софинансирования ничего купить не получилось по причине отсутствия государственного софинансирования.
Запланированную новую линию троллейбуса в районе 14-й станции Люстдорфской дороги не построили - так как ее планировали создавать за средства частного инвестора, строившего жилые дома в этом районе. Однако, как раз в рамки выполнения этой же программы вполне подходит ремонт трамвайных путей в районе Пересыпского моста, улице Преображенской и во многих других "локальных" участках.
Новая программа, скорее всего, будет основана на проекте трамвайной линии "Север-Юг". Напомним, что город планирует закупить для этого 37 новых низкопольных трамваев, в том числе 16 многосекционных, за средства кредитов ЕИБ и ЕБРР, а также капитально реконструировать пути от Пересыпского моста до улицы Паустовского на общую сумму в 49 миллионов евро. Первый транш кредита на 20 миллионов евро уже согласован в министерстве инфраструктуры и готовится объявление международного тендера на закупку трамваев. Также будет продолжаться переоборудование некоторых имеющихся троллейбусов в электробусы с динамической подзарядкой и закупка или сборка в Одессе машин аналогичного класса.
Предыдущую же программу, в целом, выполнили примерно на две трети из запланированного объема. То, что не удалось закупить часть троллейбусов и трамваев - в первую очередь из-за того, что государство не выполнило свои обещания по софинансированию муниципальных закупок нового электротранспорта. Вместе с тем, сравнительно с более ранней программой развития электротранспорта Одессы на 2011-2015 гг., можно отметить огромный прогресс. Ведь тогда, за период с 2010 по 2014 гг. Одесса была единственным крупным городом Украины, который не закупил ни одного нового трамвая или троллейбуса и полностью провалил программу.