Львовский трамвай в этом году празднует двойной юбилей

Пятница , 31 мая 2019, 12:15
31 мая 2019 года исполняется 125 лет с момента запуска во Львове электрического, а 25 ноября – 140 лет с момента первой поездки конного трамвая
Львовский трамвай в этом году празднует двойной юбилей

Львовский трамвай – одна из старейших трамвайных систем в Украине. Львов стал вторым городом после Киева, в  котором начал работу электрический трамвай, а вот конный трамвай во Львове вообще первый в Украине.

Первым видом общественного транспорта, который появился в Галичине, стали конные дилижансы, которые курсировали между Львовом и Веной с 1775 года. Городской транспорт во Львове появился в 1835 году, когда в городе регулярные рейсы начали конные омнибусы. Их первые маршруты неизвестны. С 1861 года было два постоянных и один сезонный маршруты омнибуса: постоянные соединяли железнодорожный вокзал и центр города, а также центр города и соседний городок Винники, а сезонный курсировал от теперешнего памятника Мицкевичу в сторону верхней части Стрыйского парка.

Конный трамвай на центральном проспекте Львова. 1880-е годы. Старая почтовая открытка.

О постройке во Львове линии конного трамвая власти города задумались в средине 1870-х годов. Регулярный транспорт был необходим по той причине, что железнодорожный вокзал во Львове находился довольно далеко от центра города. Конный трамвай решили строить на условиях концессии – предложения поступили от фирм из Бельгии и Триеста. Власти города отдали предпочтение компании из Триеста, которая в 1879 году построила во Львове первую линию конного трамвая – от вокзала до современной площади Мытной, а также депо конного трамвая неподалеку от современной улицы Городоцкой. Первый рейс конка во Львове сделала 25 ноября 1879 года, однако полноценная работа конного трамвая с пассажирами началась лишь в мае 1880 года. До 1881 года Триестинское трамвайное общество построило во Львове еще одну линию конного трамвая на Подзамче.


Один из первых электрических трамваев на улицах Львова. 1894 год.

Сложный львовский рельеф мешал полноценной работе конного трамвая. На крутых подьемах (например на улице Городоцкой) приходилось в вагоны конки впрягать дополнительных лошадей, за что взимали дополнительную плату. Поэтому власти задумались над механическим приводом вагонов. «Общество Львовско-Черновецко-Ясской железной дороги» в средине 1880-х годов готовит проект запуска во Львове целой сети линий парового трамвая (такого рода транспорт работал в Одессе). Автором проекта выступал железнодорожный инженер Густав Гейер. В качестве локомотивов планировали использовать специальные танк-паровозы с конденсацией пара. Однако, быстро стало ясно, что электрический трамвай, который появился в начале 1880-х годов имеет много преимуществ перед паровым.

Запуск электрического трамвая во Львове начали серьезно обсуждать в начале 1890-х годов. Профессор электротехники Львовского университета Роман Дзеслевский вместе с главным архитектором Юлианом Гохбергером объехали всю Европу, изучая первые линии электрического трамвая. В 1892 году они издали отчет в виде отдельной книги, в котором обосновали строительство именно электрического трамвая.

С 1894 по 1906 год во Львове действовали линии конного и электрического трамвая. Пересечение линий конного и электрического трамвая на Галицкой площади. Около 1904 г.

Строительство электростанции, трамвайного депо и прокладка трамвайных путей во Львове начались в 1893 году. Строительство поручили австрийскому филиалу фирмы братьев Сименс. Первые трамваи (также фирмы «Сименс» прибыли во Львов весной 1894 года. Открытие трамвайного движения приурочили к открытию «Выставки Крайовой», которая проходила в 1894 году в Львове на территории современного Стрыйского парка.

31 мая 1894 года состоялось торжественное открытие первой линии электрического трамвая во Львове. Она связала железнодорожный вокзал с площадью выставки. Уже в конце того же 1894 года открылась вторая трамвайная линия – с вокзала на Лычаков (район на тогдашней околице города). В 1896 году фирма «Сименс» передала управление трамваем и электростанцией городу – тогда закончился срок выплат городом за выполненные работы по строительству инфраструктуры. Первым директором муниципального львовского трамвая стал Иосиф (Юзеф) Томицкий.

Трамвайный вагоны "Sanok" в трамвайном депо. Начало 1920-х годов.

Йосиф Томицкий родился в Белой Церкви на Киевщине в 1863 году, однако во время польского восстания его родители перебрались в Познань, которая на то время находилась под властью Пруссии. Тут он закончил начальную школу и гимназию, а после этого учился в университетах Бонна и Карлсруэ.

До строительства львовского трамвая Томицкий работал на строительстве метрополитена в Будапеште. Во Львове он руководил строительством трамвайной инфраструктуры. На должности директора Львовского трамвая Йосиф Томицкий находился почти 30 лет – до 1925 года. Именно он разработал планы развития трамвайной сети во Львове и руководил ее строительством, под его руководством была построена мощная электростанция переменного тока.Что интересно, в 1914 году протяженность трамвайной сети Львова была больше, чем в 1972 – 1987 годах.

Поезд из модернизированных вагонов "Sanok" в проследние годы работы такого подвижного состава. Трамвайные вагоны модернизированы по проекту С.З. Вайнштейна в 1949 - 57 годах. 1970 г. Автор фото - Ааре Оландер.

Львовский электрический трамвай стал очень популярным видом транспорта – уже в 1896 году он вытеснил омнибус, а до 1908 года электрический трамвай заменил конный. Прицепные вагоны во Львове начали эксплуатировать еще в самом конце ХІХ столетия.

В 1903 году началось активное пополнение трамвайного парка новыми вагонами «Sanok», которые выпускались заводом «Sanovag» в городе Сянок (ныне – Польша). В 1940-90 годы этот завод выпускал автобусы и носил название «Autosan». Всего во Львов прибыло более полуторасотен таких вагонов (моторных и прицепных). Они доработали на некоторых львовских маршрутах до начала 1970-х годов.

Первый поезд из немецких трамвайных вагонов "LOWA". Моторный вагон ЕТ54 + прицеп ЕВ54. Фото из коллекции Дмитрия Янкивского.

После перерыва на время польско-украинского конфликта в 1918-9 годах, во времена Речи Посполитой львовский трамвай продолжил свое развитие – в 1920-30-х годах было построено ряд новых линий, закуплены первые цельнометаллические вагоны «Lilpop».

Всем одесситам будет приятно узнать, что послевоенным восстановлением Львовского трамвая руководил одесский инженер-трамвайщик Семануил Захарович Вайнштейн. Возглавил предприятие, которое тогда называлось «Львовский трамвайный трест» он зимой 1946 году и пробыл на должности директора до 1965 года. Перед предприятием тогда стояло множество проблем. В первую очередь – кадровая. Если до Второй Мировой в штате Львовского трамвая было 2010 сотрудников, то на момент прихода Семануила Захаровича – всего около 400. Дело в том, что большинство квалифицированных сотрудников электротранспорта Львова были поляками, которые покинули Львов в 1944-46 годах. Немногих специалистов, которые приехали во Львов в 1939-41 годах из других городов Украины и остались тут на время немецкой оккупации «кошмарило» НКВД.

Первый львовский сочлененный трамвайный вагон "Gotha G4-61" № 601 - 701. Он поступил на баланс ЛТТУ в 1966 году. Проработал на линии до ноября 1988 года. 1987 г. Автор фото - Ааре Оландер.

Однако Семануилу Вайнштейну удалось достаточно быстро ликвидировать кадровый голод. Во-первых начали подготовку специалистов на производстве, организовали курсы водителей трамвая, во-вторых во Львов перебрались трамвайщики Кропивницкого, где трамвай решили не восстанавливать – два полуразрушенных трамвайных вагона из Кропивницкого привезли во Львов в 1945 году…

Чтоб обеспечить питание сотрудников трамвайного треста Семануил Вайнштейн создает при предприятие подсобное хозяйство. Тут был и курятник, в котором содержалось более сотни курей, свинарник. Были и свои коровы. Время тогда было тяжелое и голодное – приходилось выкручиваться.

Трамвай "Tatra T4SU" № 808. Вагоны этой модели эксплуатировались во Львове с пассажирами с 1972 по 2011 год. Октябрь 2006 года. Автор фото - Александр Вельможко.

Чрезвычайно остро стоял вопрос и с подвижным составом – большинство вагонов имели деревянные кузова, кабина водителя была полуоткрытой. Кроме того, на многих конечных не было разворотных колец, поэтому вагоны выполняли маневры, чтоб перецепить прицепной вагон.

Перспектив получить новые вагоны у Львова не было – в СССР вагоны узкой метровой колеи не серийно не выпускались. Единственная модель советских узкоколеных вагонов – 2М, а это переделка ширококолейных киевских трамваев 900-й серии. Из Киевский завод электротранспорта поставлял в Житомир, Винницу и Черновцы, где состояние подвижного состава было еще хуже.

Старейший львовский пассажирский трамвай "Sanok SW-1" № 093 1909 года выпуска в трамвайном депо. 2015 г. Автор фото - Александр Вельможко.

Именно поэтому во Львове решили собственными силами модернизировать старые трамвайные вагоны «Sanok». По проекту модернизации они ставали односторонними, получали электрическое оборудование по типу киевских вагонов 2М. Тормоза оставались пневматическими. Двери получили пневматический привод. Проект модернизации разработала группа инженеров под руководством директора Львовского трамвайного треста С.З. Вайнштейна и главного инженера Сергея Васильевича Половенка (выходец из Кропивницкого).

Один из рестайлинговых трамваев "Tatra KT4SU" № 1136 1988 года выпуска. В 2017 году прошел КВР силами вагонно-ремонтных мастерских ЛКП "Львовэлектротранс". Автор фото - Александр Вельможко.

Первый модернизированный трамвайный поезд вышел на маршруты Львова в 1949 году, затем силами ВАРМа было модернизировано еще полторы сотни старых вагонов.

В 1952 году во Львове начал курсировать троллейбус. Открывали движение троллейбусы МТБ-82Д, изготовленные на заводе имени Урицкого в Энгельсе. Первая троллейбусная линия связала центр города с главным вокзалом.


Восстановление трамвайного вагона "Gotha T59E" № 002. 2015 г. Автор фото - Александр Вельможко.

В 1955 году Львов наконец начал получать новые трамвайные вагоны. Сначала это были поезда из моторных и прицепных вагонов «LOWA», изготовленные в ГДР, а с 1957 года начинаются поставки трамвайных вагонов «Gotha»: сначала это были двухкабинные двухсторонние вагоны Т57 и прицепами В57, а с 1960 года – вагоны для одностороннего движения Т59Е с прицепами В59, а затем моторные вагоны Т2-62  и прицепы В2-62.

В средине 1960-х годов Львов получает с завода в Готе партию из 50-ти сочлененных трамвайных вагонов «Gotha G4-61», паралельно с этим в город прибывают немецкий трамвайные вагоны «Gotha» из Кишинева и других городов Украины. В частности, во Львов были переданы трамвайные вагоны «Gotha T2-62», один из которых (с № 001) до сих пор уцелел в качестве служебного.

Старейшие пассажирские музейно-экскурсионный трамваи Львова - "Sanok SW-1" № 093 1909 года выпуска и "Gotha T59E" № 002 1960 года выпуска. Автор фото - Виктор Гальчинский.

К сожалению, о всей «немецкой эпохе» львовского трамвая ныне напоминает лишь один трамвай. Это вагон «Gotha T59E» с № 002, который в 2014-6 годах был восстановлен сотрудниками трамвайного депо вместе с общественными активистами. Сегодня этот трамвай является ходовым музейным экспонатом. Как и самый старый львовский трамвай «Sanok SW-1», выпущенный в 1909 году. Он носит № 093.

В 1972 году в жизни львовского трамвая начинается «чешская эпоха», которая длиться и поныне – в город прибывают первые четырехосные вагоны на поворотных тележках – «Tatra T4SU». Правда одновременно закрывают два своеобразных маршрута - № 10 и 12. Эти маршруты курсировали вверх по улице Ивана Франка и на Высокий Замок. Обслуживали их двусторонние вагоны «Sanok» изготовленные еще в начале ХХ века.


Музейно-экскурсионный трамвайный вагон "Tatra T4SU" № 869. Вагон восстановлен в 2019 году силами Вагонно-ремонтных мастерских ЛКП "Львовэлектронтранс". Автор фото - Виктор Гальчинский.

В 1976 году во Львов из Праги на испытания поступают два сочлененных вагона «Tatra KT4SU». Вагоны этой модели сегодня составляют основу парка львовского трамвая – всего с завода в Праге с 1976 по 1988 год во Львов поступает 145 таких трамваев, затем в 2008 – 22 вагона «Tatra KT4D» из немецких городов Эрфурта и Геры, в 2012 – два вагона «Tatra KT4SU» из Винницы – эти вагоны подарили Львову к «Евро-2012». В 2013 году снова прибывает 5 вагонов «Tatra KT4D» из Эрфурта, а в 2018 – 30 вагонов «Tatra KT4DМ» из Берлина.

Что до трамваев «Tatra T4SU», то их во Львове было 83. Их поставляли как с завода, так и из Калининграда (10 вагонов в 1983-4 годах). Из маршрутной эксплуатации их вывели в 26 декабря 2011 года. На данный момент есть два служебных вагона этой модели, а один пассажирский с № 869 в этом году восстановили в Вагонно-ремонтных мастерских ЛКП «Львовэлектротранс».

Трамваи "Tatra KT4D" № 1152, "Tatra KT4DМ" № 1204 и "Электрон" Т3L44 № 1181 на выставке в старом трамвайном депо 31 мая 2019 года. Автор фото - Виктор Гальчинский.

В начале 1980-х годов во Львове разрабатывается проект подземного трамвая – метротрама. В центральной части города трамвайные пути должны были уйти в тоннели, а к новым микрорайонам на околицах города должны были проложить наземные линии скоростного трамвая. Первую такую линию – по современным улицам Сахарова и Княгини Ольги открыли в 1987 году. Что до трамвая на Сихов, то эта трамвайная линия начала свою работу в ноябре 2016 года.

Первый низкопольный трамвай во Львове появился в 2013 году. Пятисекционный вагон построили силами местного концерна «Электрон», в составе которого находиться ООО «СП «Электронтранс». На данный момент в городе уже есть 9 вагонов «Электрон» – один пятисекционный и восемь трехсекционных.


Ретро-трамвай снегоочиститель СХ-2 1954 года выпуска. Построен на базе тележки вагона "Sanok" Харьковским вагоноремонтным заводом. Трудится до сих пор. Автор фото - Виктор Гальчинский.

Практически каждый юбилей львовского трамвая превращается в праздник. К примеру, в 2014 году усилиями общественных активистов и руководства ЛКП «Львовэлектротранс» на День Независимости был организован «Парад трамваев», в котором приняли участие как ретро-вагоны, так и самый современный трамвай «Электрон».

В этом году во Львове также проходит выставка трамваев в старейшем депо города на улице Витовского, а 1 июня 2019 года запланировано проведение парада трамваев на площади Рынок.

Авторы современных фото - Александр Вельможко и Виктор Гальчинский.

comments powered by HyperComments