«Эталон» показал, как будет выглядеть трамвай, который планируют запустить в серийное производство

Пятница , 27 декабря 2019, 18:02
Визуализацию трамвая TR3100 показали во время итоговой пресс-конференции руководства корпорации «Эталон» в информационном агентстве «УНИАН»
«Эталон» показал, как будет выглядеть трамвай, который планируют запустить в серийное производство

О том, что корпорация «Эталон», которая уже освоила производство троллейбусов «Барвинок» Т121, ведет работы по запуску производства трамвайных вагонов на Черниговском автозаводе, стало известно еще в прошлом году во время пресс-конференции по итогам 2018 года.

Во время итоговой пресс-конференции руководства корпорации «Эталон» по результатам 2019 года, журналистам показали визуализацию трамвайного вагона TR3100, производство которого осваивает Черниговский автозавод. Генеральный директор Черниговского автозавода и вице-президент корпорации «Эталон» Валерий Купцов говорит, что выпуск кузовов трамвайных вагонов будет новым направлением работы Черниговского автозавода. В первую очередь, кузова трамваев будут производить для того, чтоб проводить капитально-восстановительный ремонт трамваев с заменой кузова.

Визуализация нового трамвайного вагона TR3100, выпуск которого планируют освоить на Черниговском автозаводе корпорации "Эталон". Автор - Юрий Гоголев.

«Уже изготовлен первый каркас, сейчас идет его облицовка, а также прорабатываются вопросы по электрике и электронике. А механическая часть уже решена», – сообщил Валерий Купцов и отметил, что завершение работ по строительству первого трамвайного кузова завершится весной 2020 года. При сборке первого трамвайного вагона будут использованы капитально-восстановленные тележки от трамвайных вагонов «Tatra T3».

Руководитель Черниговского автозавода Валерий Купцов считает, что производство кузов трамвайных вагонов для проведения капитально-восстановительного ремонта, а фактически – сборки новых трамваев является перспективным направлением в Украине, поскольку в нашей стране есть более чем 1000 трамвайных вагонов, кузова которых полностью исчерпали свой технический ресурс. Производство тележек для трамвайных вагонов корпорация «Эталон» пока что организовывать не будет – в компании  говорят, что это очень дорого. Ограничатся проведением капитального ремонта и модернизации тележек.

По собственной информации «Пассажирского транспорта», над освоением выпуска трамвайных вагонов в корпорации «Эталон» работают вот уже несколько лет. Конструкция трамвайного вагона TR3100 разрабатывается конструкторским подразделением корпорации «Эталон» во Львове – НИИ Автомобилестроения ООО «Черниговский автозавод». Это будет т.н. «корытопольный» трамвайный вагон с частично низким уровнем пола в пространстве между двумя поворотными тележками. Каркас кузова – сложная пространственная самонесущая конструкция вагонного типа. При конструировании кузова использован более чем двадцатилетней опыт, накопленный львовскими конструкторами автобусов при проектировании  низкопольного общественного транспорта.


Каркас кузова будущего трамвайного вагона TR3100 на Черниговском автозаводе.

На данном этапе конструкция вагона TR3100 предусматривает использование тележек от трамваев «Tatra T3», хотя благодаря идентичной конструкции шкворневой балки (на ней крепится тележка – ред.) могут быть использованы и новые тележки производства компании «Татра-Юг» для вагонов типа К1. В перспективе возможна и разработка одиночного низкопольного вагона с поворотными тележками по типу вагонов «EVO» чешского производства.
Длина кузова вагона – около 15,8 метров (без учета сцепных приборов). Для того, чтоб трамвайный вагон вписывался в допустимые габариты, передняя и задняя часть вагона имеет скосы (аналогично конструкции вагонов Т6В5). Согласно с компоновочным чертежом трамвайного вагона TR3100, он будет четырехдверным. Первые и задние двери, которые находятся на участках с высоким уровнем пола, будут одностворчатыми, в низкопольную часть салона трамвая будут вести двое двухстворчастых дверей. Вход в кабину водителя – через пассажирский салон.

Наличие четырех дверей делает трамвайный вагон от «Эталон» схожим на российский вагон 71-623 производства Усть-Катавского вагоностроительного завода. По инсайдерской информации, еще в начале 2010-х годов на Львовский автобусный завод был привезен трамвай 71-623, а силами ЛАЗа начали создавать подобный кузов – каркас кузова до сих пор находится на заводе.

Что касается процента низкого пола в салоне трамвая, то судя по компоновочному чертежу, он будет составлять около 35%, что соответствует требованиям украинского стандарта к новым трамвая. Использование одностворчатых передних и задних дверей, по видимому, объясняется желанием конструкторов максимально уменьшить передний и задний свесы вагона и увеличить базу. Однако, опыт эксплуатации трамваев «Электрон», которые также имеют передние и задние одностворчатые двери, показывает, что это не очень удобно для пассажиров.

Разработаны два варианта компановки салона трамвая TR3100. Первый вариант предусматривает установку в высокопольных площадках салона пассажирских сидений по схеме 2 + 2, общее количество сидений для пассажиров – 44 и  одно место для инвалида-колясочника. Второй вариант предусматривает установку в высокопольных частях салона сидений по схеме 2 + 1. Количество сидений в салоне, в таком случае – 34 и одно место для инвалида-колясочника.

Компоновочный чертеж общего вида трамвая от корпорации "Эталон".

Электрическое оборудование трамвайного вагона TR3100 будет размещено на крыше трамвайного вагона. В 2019 году корпорация «Эталон» проводила переговоры о поставках электрического оборудования для троллейбусов, электробусов и трамваев с рядом ведущих поставщиков из Европы, Китая и Украины. В частности, в конструкции новых трамваев от корпорации «Эталон» может использоваться новейшая разработка ЧАО «Запорожский электроаппаратный завод» – тяговой электропривод КПТТ-6, который может работать как с двигателями постоянного тока, так и с асинхронными двигателями.

Стоимость трамвайного вагона TR3100 в корпорации «Эталон» не называют, говорят, что он будет стоить в два раза дешевле, чем новый вагон аналогичного класса. Поскольку в Украине подобного типа трамваи К1М выпускает ООО «Татра-Юг», которая оценила поставку 12 «одиночных» трамваев в Каменское в 201,36 млн. грн., можно предположить, что трамвай TR3100 будет стоить порядка 8,5 – 9 миллионов гривен.

Заметим, что в Украине на данный момент производство трамвайных вагонов наладили два предприятия – это ООО «Татра-Юг», зарегистрированное в Одессе с производственными мощностями в Днепре и ООО «СНУП «Электронтранс» во Львове, которое является дочерней структурой концерна «Электрон». ООО «Татра-Юг» освоило выпуск высокопольных вагонов К1, сочлененных частичнонизкопольных вагонов К1М8, одиночных частично низкопольных вагонов К1М, а также трехсекционных трамваев К1М6, доля низкого пола в которых составляет около 70% площади салона и двухсекционных высокопольных вагонов К1Е6 для Египта. Предприятие также заявляет о разработке полностью низкопольных двух- и трехсекционных вагонов К1-Т206, однако в металле они не реализованы. ООО «СНУП «Электронтранс» производит 100% низкопольные трамвайные вагоны на неповоротных тележках – вагоны такой конструкции в Европе выпускали еще в начале 1990-х годов. Стоимость многосекционных трамвайных вагонов этих производителей составляет, по результатам тендеров конца 2018 – начала 2019 годов, от 43 до 49 миллионов гривен (от 1,4 до 1,65 млн. евро по тогдашнему курсу). Поэтому такие вагоны могут приобретать только самые богатые города, поэтому не удивительно, что «Электронтрансу» за 6 лет своей деятельности удалось продать в Украине только 19 трамвайных вагонов. «Татре-Юг» удалось получить довольно крупный (по украинским меркам) египетский заказ, в Украине компания в 2019 году смогла продать только один трамвай К1М6, хотя Киев заказывал 10.

Именно в связи с высокой ценой новых отечественных трамваев, в Украине весьма популярен «капитально-восстановительный ремонт трамваев с заменой кузова». Фактически – это сборка нового трамвая на основе нового частичнонизкопольного кузова, современного электрооборудования и капитально-восстановленных тележек. В Чехии такую сборку вагонов называют «бумажной модернизацией». Такой способ обновления трамвайных парков использовали Винница, Запорожье, Одесса и Харьков. Сборка трамваев при такой «модернизации» осуществляется силами эксплуатирующего предприятия. Поставку кузовов и электрооборудования обеспечивает компания «Политехносерсвис». Производство кузовов трамвайных вагонов по чешской лицензии (аналог «Vario LF») освоило ЧАО «Калушский завод строительных машин «Будмаш». Только в Одессе на основе кузовов, построенных в Калуше, за последние годы собрали 23 новых трамвая.

«Организация трамвайных вагонов на «Эталоне» на основе капитально восстановленных тележек может быть весьма перспективной. Дело в том, что наши производители – и «Татра-Юг», и «Электрон» сейчас освоили производство многосекционных трамваев европейского типа. Конечно, они дешевле, чем европейские модели, однако все равно, они «неподьемны» для большинства украинских городов.

Для многосекционных трамваев нужна качественная инфраструктура, ведь не секрет, что плохое состояние рельсов вызывает повреждения не только узлов сочленения, но и самих кузовов вагонов. Это хорошо видно на вагонах «Tatra KT4», у кузовов которых при длительной эксплуатации появляються трещины в районе узлов сочленения. Кроме того, для технического обслуживания таких трамваев нужно новое оборудование для депо, в том числе новые подъемники, станки для проточки бандажей без выкатки тележек и др. А такое оборудование также стоит немало.

Что касается тех вагонов, которые эксплуатируются в Украине, то в основном они изготовлены еще в советское время, то есть их возраст – больше 30 лет. Это значит, что кузова уже практически полностью исчерпали свой ресурс. В тоже время, базовые элементы тележек – рамы и люльки, еще пригодны для дальнейшей эксплуатации.

Поэтому у трамвая, который разрабатывает «Эталон», есть перспективы в Украине. Дело в том, что запасы «бэушных» трамваев в Европе уже исчерпываются, да и возраст этих вагонов – не меньше 30 лет. Новый вагон, который изготовляют в Чернигове, в габаритах вагонов «Tatra T3» и КТМ-5, потому большинство оборудования, которое использовалось при обслуживании этих моделей, можно будет использовать. Главное, чтоб цена вагонов была доступной», – говорит инженер-электротранспортник из Львова Дмитрий Янкивский.

comments powered by HyperComments