Одесский электротранспорт оказался самым энергоэффективным в Украине
Инфомацию об этом во время отчета о выполнении программы развития городского электротранспорта Одессы на 2019-2021 гг. озвучила руководитель КП "Одесгорэлектротранс" Наталия Колесниченко.
В частности, судя по приведенной диаграмме, одесские трамваи и троллейбусы на один километр пробега расходуют 1,77 киловатт/час электроэнергии. В Виннице этот показатель составляет 2,4 киловатт/час на 1 км, в Днепре - 2,73 киловатт/час на 1 км, в Запорожье 2,94 киловатт/час на 1 км, во Львове - 2,98 киловатт/час на 1 км.
Такие показатели достигаются за счет двух причин. Во-первых, подавляющее большинство подвижного состава трамваев и троллейбусов, работающих на маршрутах в Одессе - имеют электронные транзисторно-импульсные или тиристорно-импульсные системы управления тяговыми электродвигателями. При этом двигатели на значительной части троллейбусов - асинхронные переменного тока. Это позволяет экономить, сравнительно с традиционной реостатно-контакторной системой управления, до 30-40% электроэнергии. Во-вторых, большинство трамвайных маршрутов Одессы проходит по выделенным от проезжей части линиям - и водители, еще по традиции с советских времен, имеют возможность экономить электричество за счет режима движения. Разогнавшись при отправлении от остановки, трамвай может затем некоторое время следовать с отключенными тяговыми электродвигателями, по инерции.
В то же время Львов, показавший наибольшее потребление электричества трамваями и троллейбусами, отличается достаточно большим процентом использования реостатно-контакторной системы управления на трамваях. Также там трамваи, за редким исключением, следуют по совмещенному с проезжей частью полотну и вынуждены использовать частые циклы разгона и торможения, что увеличивает расход электроэнергии.
В данную статистику не попал Киев, где почти все линии трамвая также проходят на совмещенном полотне и массово используются трамваи с реостатно-контакторной системой управления. В то же время абсолютно все троллейбусы в Киеве оснащены одним из вариантов электронной системы управления.
Относительно высокий показатель в Виннице можно объяснить тем, что почти все линии трамвая там проходят по выделенному полотну, кроме центрального участка по улице Соборной. В то же время "швейцарские" трамваи там имеют непосредственную систему управления - технически устаревшую, но при этом достаточно экономичную. До половины троллейбусов Винницы имеют электронные системы управления, остальные - реостатно-контакторную.
В Одессе же переход на массовое использование электронной системы управления только в 2020 году позволил сэкономить около 1,7 миллионов киловатт/часов электроэнергии - почти на 5 миллионов гривен.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, на страницу в Facebook и вступайте в сообщество в Viber