«Укрзализныця» объявила тендер на электрификацию участка Одесской железной дороги Долинская – Николаев
Вчера пресс-служба «Укрзализныци» сообщила о том, что госкомпания вместе с Европейским банком реконструкции и развития и Европейским инвестиционным банком объявили тендер на работы по электрификации участка Одесской железной дороги от станции Долинская до Николаева (Фаза 1 реализации проекта электрификации и модернизации железной дороги в направлении порта Николаева Долинская – Николаев – Колосовка). Объявление о проведении тендера размещено на электронной площадке для закупок ЕБРР (платформа ECEPP).
Решение о электрификации и модернизации однопутных участков с тепловозной тягой Долинская – Николаев и Николаев – Колосовка было принято уже достаточно давно, однако для реализации этого проекта у «Укрзализныци» не было достаточно средств, хотя электрификация направления на Николаев позволит, по расчетам Министерства инфраструктуры Украины, позволит экономить до 700 миллионов гривен ежегодно. О выделении кредитов международных банков для электрификации и модернизации участков Одесской железной дороги договоренности с Европейским инвестиционным банком и Европейским банком реконструкции и развития были достигнуты еще в конце осени 2016 года, когда соответствующие соглашения были подписаны экс-министром инфраструктуры Украины Владимиром Омеляном. Эти соглашения были ратифицированы Верховной Радой Украины в октябре 2018 года и в декабре 2019 года. Изначально планировалось, что электрификация направления Долинская – Николаев – Колосовка завершится до 2021 года.
Сейчас «Укрзализныця» заявляет, что тендер по Фазе І проекта «Электрификация железнодорожного направления Долинская – Николаев – Колосовка», который предусматривает электрификацию участка от Долинской до Николаева, пройдет по «абсолютно прозрачным и понятным правилам ЕБРР и ЕИБ». Участниками тендера могут быть как резиденты Украины, так и нерезиденты. Пресс-служба «Укрзализныци» отмечает, что участок «Долинская – Николаев» включен в Трансевропейскую транспортную сеть (TEN-T) в границах Украины.
Общая сумма финансирования проекта «Электрификация железнодорожного направления Долинская – Николаев – Колосовка» будет осуществляться за привлеченные средства кредитов ЕБРР и ЕИБ на общую сумму около 366 миллионов евро. Главной целью реализации этого проекта в «Укрзализныце» называют развитие отрасли железнодорожного транспорта Украины. Этот проект позволит повысить пропускную способность и уровень безопасности на железнодорожном транспорте, улучшить железнодорожное сообщение с портом Николаева, что должно позитивно сказаться на объемах железнодорожных перевозок в этом направлении. Поскольку электровозная тяга в Украине намного дешевле тепловозной, то электрификация участков Долинская – Николаев и Николаев – Колосовка позволит госкомпании экономить значительные средства.
Электрификация участков Долинская – Николаев и Николаев – Колосовка, по мнению экс-министра инфраструктуры Владимира Омеляна должна также позитивно повлиять на пассажирское сообщение в направлении Николаева и Херсона. В конце 2016 года Омелян говорил, что после электрификации в сторону Николаева, пассажирские поезда в направлении Николаева и Херсона могут изменить свои маршруты движения. Время в пути может сократиться приблизительно на два часа. В пригородном сообщении курсирующие ныне дизель-поезда могут быть заменены электричками.
Заметим, что теперь уже экс-руководитель «Укрзализныци» Евгений Кравцов в марте 2019 года обещал, что работы по электрификации и модернизации участков Долинская – Николаев – Колосовка будут начаты еще в 2019 году. Однако, осенью 2019 года пресс-служба «Укрзализныци» сообщила лишь о завершении работы над тендерной документацией по этому проекту.
Участок от станции Долинская до станции Николаев – Грузовой имеет длину 157 километров, расстояние от станции Колосовка до станции Николаев-Пассажирский составляет 105 километров. Однопутная железная дорога Долинская – Николаев построена в 1873 году Обществом Харьковско-Николаевской железной дороги (от станции Знамянка). Железная дорога Колосовка – Николаев построена сразу после Второй мировой войны в 1944 году. Эти два участка являются наиболее загруженными на Одесской железной дороги из неэлектрифицированных, где используется тепловозная тяга.