В старейшем городе Узбекистана завершено строительство линии трамвая (ФОТО)

К началу марта 2017 года в Самарканде завершены основные работы по строительству трамвайной линии, которая должна связать ключевые точки города - Сиабский рынок, исторический центр, вокзал и жилой массив Сартепа. Общая протяженность линии - 8 километров.
Строительство началось в конце октября 2016 года и должно было завершиться, согласно планам, к 21 марта 2017 г. - к празднику Навруз. Как показывает ход рабочего процесса, с основным объемом строительных работ удалось справиться к концу февраля. Тем не менее, трамвайное депо еще не готово и первое время вагоны будут стоять ночью и проходить техническое обслуживание на конечных остановках.
Бывшие ташкентские вагоны на новой линии трамвая в Самарканде, 2 марта 2017 г., фото Edward Ayra
Стройка трамвая в Самарканде началась сразу после смены власти в стране после смерти президента Ислама Каримова. Этот и другие инфраструктурные проекты начали осуществляться по волевому решению нового президента Шавката Мирзеёева.
Бывшие ташкентские вагоны на новой линии трамвая в Самарканде, 2 марта 2017 г., фото Edward Ayra
Все работы вела узбекская железная дорога за свой счет и из своих материалов. Именно поэтому на улицах Самарканда, среди высотных жилых домов можно было встретить совершенно необычную картину - самый настоящий поезд во главе с мощным магистральным тепловозом.
Рельсоукладочный поезд на улице Самарканда, декабрь 2016 г., фото Edward Ayra
Подвижной состав нового самаркандского трамвая - два десятка односекционных частично низкопольных вагонов модели VarioLF 2011-012 года выпуска, которые ранее работали в Ташкенте. После закрытия там системы трамвая, данные почти новые вагоны оказались не у дел. Продать их не удалось - так как запрошенная цена около 800 тысяч евро за трамваи после пяти лет интенсивной эксплуатации оказалась дороже, чем совершенно новые трамваи этой же модели на заводе-изготовителе в Чехии. А учитывая, что за данные вагоны еще не погашен кредит, и у них осталась балансовая стоимость - то, вероятно, можно предположить, что трамвай в Самарканде строился ради того, чтобы "пристроить" стоящую без дела технику.
Бывшие ташкентские вагоны на новой линии трамвая в Самарканде, 2 марта 2017 г., фото Edward Ayra

Строительные работы, 1 марта 2017 г. фото Рашид Юмагулов
После того, как в 1924 году Самарканд стал столицей Узбекской ССР, там построили узкоколейную железную дорогу для пассажирских перевозок от вокзала до центра города. Обслуживал её паровоз с открытыми и закрытыми вагонами.В 1930 году столица Узбекской ССР была перенесена из Самарканда в Ташкент. И возможно поэтому вскоре движение по узкоколейке было прекращено. В 1942 году по трассе бывшей узкоколейки была проложена железнодорожная ветка широкой колеи, которая осуществляла перевозки с вокзала на Сиабский базар не только пассажирские, но и грузовые с помощью специально заказанных трамвайных вагонов. 1 мая 1947 года состоялось торжественное открытие движения электрического трамвая. Поначалу на линии осуществлялось совместное движение трамваев и железнодорожных составов. 28 августа 1973 года трамвай в Самарканде закрыли, линию разобрали, оставшиеся вагоны отправили на металлолом. После этого до 2005 года в Самарканде работал троллейбус.
Монтаж контактной сети трамвая с использованием железнодорожной спецтехники, фото Рашид Юмагулов