Умом Россию не понять: московский градоначальник продолжает ликвидацию троллейбусов
Власти столицы России решили продемонстрировать всему миру свою «прогрессивность» и пристрастие к новым технологиям и экологическому транспорту, посему решили заменить троллейбусы в городе электробусами. Троллейбусы, по мнению московского градоначальника Сергея Собянина, это устаревший вид транспорта, который ожил свое. Поэтому его и надо заменить современными российскими электробусами.
Закрытие семи троллейбусных маршрутов - № 7, 11, 17, 34, 34к, 38 и 50 мотивируют закрытием на реконструкцию площади Киевского вокзала и прилегающих улиц, а также перераспределением транспорта между автобусными и троллейбусными парками. После закрытия движения «рогатых» по тем же трассам будут курсировать автобусные маршруты с теми же номерами и приставкой буквы «т».
Закрытие движение троллейбусов указанных маршрутов со ссылкой на паблик «Московский троллейбус» в конце апреля анонсировали «Новые известия». В материале также сообщалось, что власти Москвы планируют летом этого года закрыть троллейбусное отделение Филевского автобусно-троллейбусного парка.
По мнению журналистов «Новых известий», борьба московской мэрии с троллейбусным движением уже перешла в стадию вандализма, если не сказать диверсии. Журналисты газеты получили копию приказа № 140 Службы энергохозяйства ГУП «Мосгортранс», который был подписан 20 марта этого года. В этом приказе, со ссылкой на поручение московского Департамента транспорта представлен большой список московских улиц, на которых планируется демонтировать контактные сети троллейбуса. Этот демонтаж планировали провести до 15 мая 2019 года. В него включили не только временные, обходные и служебные линии (например, вокруг закрытого 4-го троллейбусного парка), но и участки новой контактной сети, которые были построены в рамках реализации проекта «Моя улица». Согласно с этим документом будут демонтированы линии, которые не были в эксплуатации на Смоленской площади, улице Мытной, а также на площади Белорусского вокзала общей протяженностью 10,3 километров. Кроме них подлежали демонтажу троллейбусные линии по Новослободской и Долгоруковской улицам, Фрунзенской набережной, Рязанскому проспекту и Бутырскому валу общей протяженностью 32,7 километров.
Заметим, что на части этих улиц контактные сети троллейбуса были реконструированы в последние годы. Стоимость реконструкции одного километра контактной сети в 2015 году составляла от 10,2 до 12,4 миллионов рублей (более 4-х миллионов гривен). Гарантийный срок службы этих троллейбусных линий после реконструкции составил 25 лет, а опор – 50 лет. Об этом в конце апреля сотрудники «Мосгортранса» написали в открытом письме к президенту Российской Федерации Владимиру Путину и попросили его «спасти Москву, как троллейбусную столицу мира».
В этом письме, в частности, говорится: «Питание от контактной сети дает бесспорные экономические преимущества. Это намного дешевле, кроме того КПД такого транспортного средства намного выше. Основная задача электробуса и автономного троллейбуса – это использование электрического транспорта там, где в силу различных причин невозможна прокладка контактной сети». Активных сотрудников «Мосгортранса» поддержали преподавательские и научные коллективы московских вузов и научно-исследовательских институтов.
По словам российских ученых-транспортников, система электроснабжения Московского троллейбуса и трамвая сможет обеспечить запуск не более чем 600 электробусов с ультрабыстрой зарядкой, в то время как она может обеспечить питания почти 2,5 тысяч обычных троллейбусов и машин с автономным ходом с зарядкой от контактной сети.
Нецелесообразными и неправильными считает планы повсеместной замены троллейбусов электробусами и американский специалист в сфере транспорта и градостроения, профессор Пенсильванского университета Вукан Вучик, которого московские власти осенью 2018 года приглашали для консультаций по поводу внедрения электробусов. Ученый назвал ликвидацию троллейбусного движения «фатальной ошибкой» и предложил властям российской столицы «модернизировать троллейбусы».
Специалисты в отрасли транспортной энергетики уже привели пример нецелесообразности внедрения распиаренных властями Москвы электробусов с ультрабыстрой зарядкой на основе ныне функционирующей системы электроснабжения трамвая и троллейбуса г. Москвы
«Мощности тяговой подстанции №17 в районе ВДНХ, от которой так же питается и рядом проходящая трамвайная линия, хватило лишь на организацию движения двух маршрутов электробусов, которые пустили по троллейбусным трассам 36 и 73. А еще в 2016 году на улице Академика Королева - проспекте Мира действовало целых 7 ныне закрытых троллейбусных маршрутов: №№9,13, 15, 36, 37,48,73. Организация новых электробусных маршрутов в районе ВДНХ по бывшим троллейбусным маршрутам технически невозможна – исчерпаны мощности тяговой подстанции №17. Троллейбусный маршрут 76 лишь частично переведен на электробусы Т76 с зарядкой на конечной «Холмогорская улица» от маломощной подстанции №149», – говорят специалисты-энергетики.
Несмотря на то, что зарубежные и российские ученые и эксперты говорят о нецелесообразности внедрения электробусов с ультрабыстрой зарядкой из-за их значительной энергоемкости, власти Москвы на основе тендеров заказали пять новых проектов строительства зарядных станций.
«Уничтожить готовую инфраструктуру и строить новую, менее эффективную, для решения тех же задач – неимоверная глупость. И всё это из-за личных заблуждений одного человека» – так прокомментировал действия московских властей по борьбе с «устаревшим» троллейбусом известный российский урбанист Максим Кац.
Впрочем, критика как со стороны общественности, так и со стороны научных кругов не возымела действия на окружение Сергея Собянина. «Новые известия», высказали мнения, что руководство транспортного комплекса столицы то ли не владеет истинными данными по эксплуатации электробусов, то ли чего-то не договаривает. По крайней мере, аргумент о том, что "электробус- это никаких выбросов и нулевое отрицательное влияние на окружающую среду» однозначно не соответствует действительности.
Журналисты отмечают, что в отличии от Москвы, в других городах России не столь лестно отзываются об электробусах Камского автозавода. К примеру, Ростов, который недавно приобрел электробус «КамАЗ-6282» за 37,1 млн. рублей (почти 15 миллионов гривен), за полгода эксплуатировал его на линии всего 23 дня. Местные транспортники отказались от дальнейшего использования новинки по причине существенных технических недостатков и направили в адрес поставщика досудебную претензию. Рассматривается вопрос о приобретении троллейбусов с увеличенным автономным ходом.
Решение о прекращении закупок обычных троллейбусов было принято в конце 2018 года. В частности в планах закупок общественного транспорта на 2019 год запланировано купить полторы тысячи трамваев, электробусов и автобусов и ни одного троллейбуса. О прекращении строительства новых троллейбусных линий московский градоначальник Сергей Собянин заявил в начале осени 2018 года. Такие действия властей Москвы уже привели к тому, что завод «Тролза» в Энгельсе Саратовской области уже практически прекратил выпуск техники и его будущее весьма туманно.
«Конечно, мы можем начать реконструировать троллейбусные линии или заново их создавать, затратить десятки миллиардов. Но зачем, когда есть новый подвижной состав, который не требует никаких проводов и тоже экологически чистый», – заявил Собянин тогда в интервью «Ведомостям».
В плане действий Собянина по «развитию» электротранспорта вспоминаются слова российского же классика Федора Тютчева «Умом Россию не понять».
Заметим, что городской голова Львова, начиная переговоры с Международной финансовой корпорацией (IFC) о предоставлении кредита на закупку нового общественного транспорта также анонсировал закупку для Львова 100 электробусов. Однако, после консультаций с отечественными специалистами и представителями IFC, власти Львова таки изменили свое решение в пользу приобретения 100 троллейбусов с автономным ходом. Андрей Садовой аргументировал изменения в планах тем, что Львов имеет более 100 километров троллейбусных сетей, поэтому нужно использовать их по максимуму. Не исключено, что именно весьма неудачный опыт внедрения электробусов в столице России подтолкнул городского голову Львова к такому решению.