Рига в ближайшие годы может отказаться от троллейбусного движения
Столица Латвии планирует на протяжении 10 лет отказаться от троллейбусного движения в городе. Такое заявление 19 августа текущего года сделала пресс-секретарь транспортной компании «Rīgas satiksme» Байба Барташевича. По ее словам, хотя троллейбусы являются дружественным для окружающей среды, но на содержание троллейбусной сети выделяются очень значительные средства, поэтому городу будет дешевле заменить троллейбусы экологическими автобусами. Это заявление прозвучало в программе «900 секунд» телекомпании «LNT». Об этом пишет сайт чешского транспортного журнала «Československý Dopravák».
По словами Байбы Барташевича, закрытие троллейбусного движения в Риге будет поэтапным и растянется на 10 лет. Компания «Rīgas satiksme» и муниципалитет Риги отказываются от своих планов запуска троллейбусов с автономным ходом от водородных топливных элементов. Общая стоимость проекта, который должен был быть реализован еще осенью 2017 года. Общая стоимость этого проекта составляла 37 миллионов евро – закупку транспорта должен был взять на себя муниципалитет Риги, а создание инфраструктуры – Европейский Союз. Проект должен были обеспечить уменьшение выбросов углекислого газа в атмосферу. В рамках проекта было построено здание водородной заправки на улице Виенибас гатве, однако запуск троллейбусов с топливными элементами несколько раз переносили – сначала на весну 2018 года, потом – на лето и осень. После коррупционного скандала в компании «Rīgas satiksme» о нем вообще молчат.
Чешский журнал отмечает, что в 2012 году в Риге насчитывалось около 300 троллейбусов, на данный момент их количество уменьшилось до 260. В марте 2018 года два троллейбусных маршрута – № 20 и 24 были закрыты, вместо них начал курсировать автобусный маршрут № 59.
Троллейбусное движение в столице Латвии было открыто в 1947 году. На данный момент в городе работает 17 троллейбусных маршрутов, которые обслуживают два троллейбусных депо. Долгое время троллейбусное движение обеспечивали чешские троллейбусы «Škoda 14Tr» и «Škoda 15Tr», однако с 2004 года началась их замена низкопольной техникой. В 2004-5 годах Рига закупила около пяти десятков сочлененных троллейбусов «Solaris Trollino» с электрооборудованием венгерской компании «Ganz». Самое значительное обновление парка произошло в 2007-9 годах, когда город закупил полторы сотни новых троллейбусов и вывел из эксплуатации большинство троллейбусов «Škoda 14Tr».
Последний крупный контракт на поставку новых троллейбусов в Ригу был подписан в 2013 году. Он предусматривал поставку в город до 125 новых троллейбусов «Škoda 27 Tr» с автономным ходом от дизельного генератора. Машины были оборудованы кондиционерами салона и кабины водителя. Однако, по этому контракту приобретено всего 53 троллейбуса, причем 50 машин прибыли еще в 2014-5 годах. Именно этот контракт и его выполнение стали объектом коррупционного скандала, который разгорелся вокруг компании «Rīgas satiksme» в конце 2018 года.
Кроме этого в 2017 году компания «Rīgas satiksme» приобрела у польской компании «Solaris» десять троллейбусов с электрооборудованием польской компании «Medcom», оснащенных так называемым «водородным удлинителем», т.е. устройством автономного хода с питанием от водородных топливных элементов.
Троллейбусная инфраструктура Риги, в отличии от подвижного состава, в основном не обновлялась. Большинство троллейбусных линий построено еще в советские времена и с тех пор проходила только текущий ремонт. Однако компания «Rīgas satiksme» практически не вкладывала средств в развитие троллейбусной инфраструктуры и ее модернизацию.
Власти Риги уже давно жалуются на убыточность троллейбусного хозяйства города – и.о. руководителя компании «Rīgas satiksme» Эрнестс Саулитис в апреле этого года уже говорил об убыточности троллейбусного движения для компании. Согласно со статистикой, опубликованной компанией «Rīgas satiksme» в мае 2019 года, троллейбус за пять месяцев перевез около 13 миллионов пассажиров.
Мэрия Риги озвучивает планы замены троллейбусного движения другими экологическими видами транспорта, в первую очередь – электробусами и водородными автобусами с топливными элементами. Однако, никаких экономических расчетов по этому поводу опубликовано не было. По приблизительным прикидкам внедрение такого вида транспорта может оказаться более убыточным, чем модернизация троллейбусной инфраструктуры города. Как уже было упомянуто выше, создание инфраструктуры для заправки транспорта водородом в Риге потерпело провал. Кроме этого, в Риге планировалось использовать для получения водорода не технологию электролиза воды, а технологию получения водорода из природного газа. Такую технологию эксперты считают «имитацией экологичности».
Заметим, что столица соседней Эстонии – Таллинн также озвучил планы постепенного отказа от троллейбусного движения и его замены электробусами. Электробусы столица Эстонии планировала закупить в Китае.