Автомобильные пробки с поселка Котовского: что с ними делать

Александр Вельможко  |  Понедельник , 22 июня 2020, 14:04
Почти весь июнь жители поселка Котовского каждое утро испытывают неудобства: автомобильные пробки мешают им выехать. Давайте разберемся, что же произошло.
Автомобильные пробки с поселка Котовского: что с ними делать

Жители поселка Котовского уже несколько недель не просто испытывают неудобства из-за автомобильных пробок на основных магистралях, но на самом деле страдают от невозможности выехать из самого большого спального жилмассива. Ведь с остальным городом эту часть Одессы связывает лишь две автодороги (Николаевская дорога и Объездная дорога), линия трамвая и линия железной дороги. 

Те, кто едет на трамвае, особых проблем не ощущают - вагоны идут по выделенной линии, не зависят от пробок. Но доходят, к сожалению, пока что лишь до Пересыпского моста. Когда в самое ближайшее время будет завершена замена трамвайных путей по спуску Маринеско, появится техническая возможность запустить первую часть маршрута "Север-Юг" - с поселка Котовского в центр города. Не до вокзала, так как закрыт на ремонт Новощепной Ряд. Но есть два варианта запуска маршрута - от улицы Паустовского до Тираспольской площади (но тут есть сложности с организацией остановки), либо с разворотом трамваев по нескольким кварталам - по ул. Тираспольской, Старопортофранковской, перекрестку около "Привоза" и далее по Преображенской. В любом случае, такой маршрут впервые в современной истории Одессы даст надежную связь электротранспортом поселка Котовского с центром города и создаст "базис" для нормальной работы скоростного маршрута через всю Одессу.

Проект запуска трамвайного маршрута с поселка Котовского в центр Одессы - до Тираспольской площади или с разворотом по ул. Тираспольской, Старопортофранковской и далее по Преображенской

Те жители поселка Котовского, кто ранее пользовался электричкой, сейчас практически лишены такой возможности. Электрички ходят с 1 июня, но в очень сокращенном виде - утром на данном направлении проходит всего один электропоезд, а не два-три, как до карантина. И эта единственная электричка уже забита жителями пригородов. 

Пассажирам автобусов местами стало легче. Так, с 10 июня действует режим выделенной полосы для общественного транспорта по Николаевской и Южной дороге. За это время транспортники уже несколько раз перенастроили светофоры и поэкспериментировали с длиной этой "автобусной" полосы. Ее то вводили на всем протяжении улицы Семена Палия и Южной дороги, затем "укорачивали" лишь по Южной дороге и так далее. 

Тем не менее, результаты действия этой полосы таковы.

Автобусы, которые идут по маршрутам по ул. Семена Палия и Южной дороге, стали ехать значительно быстрее. Ведь если до введения этой полосы на путь от ул. Паустовского до 7-й Пересыпской приходилось тратить 40-50 минут и более, то после, уже по выделенной полосе, автобусы стали преодолевать это же расстояние в среднем за 30-35 минут (при заложенном в графике движения времени в 25 минут). 

Автобусы, которые едут по маршрутам по проспекту Добровольского, в среднем, стали ехать медленнее - они попали в пробку, которая выстраивается перед перекрестком у "Молодой Гвардии" на несколько кварталов - то начиная от ул. Кишиневской, то начиная от 10-й Линии. 

Утренняя пробка по проспекту Добровольского и Южной дороге

Участок по Николаевской дороге, от "Молодой Гвардии" до 7-й Пересыпской автобусы, благодаря выделенной для них полосе, стали преодолевать немного быстрее - на 2-3 минуты, чем ранее. Они едут чуть быстрее общего потока автотранспорта, а их движение "тормозится" только светофорами и посадкой-высадкой пассажиров.

Видео: работа выделенной полосы для автобусов в первый ее день 10 июня и пробки у "Молодой Гвардии"

Сложнее всего оказалось водителям автомобилей. Пробки на выезде с поселка Котовского выстраиваются на несколько кварталов перед перекрестком у "Молодой Гвардии". Со стороны ул. Семена Палия (бывшей Днепродороги) в утренний час пик пробка может начинаться еще от перекрестка с Марсельской, а с проспекта Добровольского - от 10-й Линии и даже дальше. Автомобилисты негодуют и видят причину пробки, судя по постам в соцсетях, только в одном - в том, что введена выделенная полоса для автобусов и она "отобрала" у всех остальных одну из полос движения.

И при этом, как ни парадоксально, но факт. Самое "узкое" место всего пути с поселка Котовского - Николаевская дорога, практически всегда в утренний пик свободна от пробок. Да, периодически возникают "тянучки" и небольшие задержки перед светофорами, особенно перед светофором у супермаркета "Метро", но они, в худшем случае, отнимают от общего времени поездки менее пяти минут. Но, повторюсь, перед Николаевской дорогой - сплошная пробка. 

Видео: работа выделенной полосы для автобусов через неделю после запуска, проезд автобуса от Паустовского до 7-й Пересыпской

Сама Николаевская дорога имеет пять полос движения, одна из которых - реверсивная. В первой половине дня она работает по направлению движения к Пересыпским мостам, давая туда, в целом, три полосы из пяти, во второй половине дня - в сторону поселка Котовского. На подъеме между Лузановкой и "Молодой Гвардией" Николаевская дорога имеет шесть полос движения - шестая появляется как раз от светофора у "Метро", давая дополнительный ряд по направлению в сторону поселка Котовского. Южная дорога между Крыжановкой и "Молодой Гвардией" имеет по три полосы движения в каждую сторону, разделенных газоном. Проспект Добровольского - четырехполосный, сравнительно узкий. 

Что же можно сделать без многомиллионных капитальных затрат?

Нынешние, обозначенные выше, полосы имеют "советскую" ширину по советским же стандартам в 3,5 метра - рассчитанные, как поговаривают, на движение тяжелой военной техники. Новые же строительные нормы, основанные на европейской практике, позволяют делать более узкие полосы движения - в 3 и даже 2,75 метра. С учетом максимального ограничения скорости в городской черте до 50 км/час, уменьшение ширины полос до 3 метров с увеличением их количества вполне возможно. Мало  того, современные строительные нормы прямо требуют, чтобы при ширине дороги в три полосы и более, одна из полос выделялась для общественного транспорта - и это очень важно для магистральных улиц, по которым проходит 2, 3 и и более автобусных и троллейбусных маршрутов.

Так, ширина Николаевской дороги на участке от "Молодой Гвардии" до улицы Лиманной (поворот в сторону Куяльника) позволяет только за счет изменения разметки превратить нынешние пять полос в шесть. Из них две могут быть реверсивными - утром работать по направлению к Пересыпским мостам, после обеда - к поселку Котовского. Таким образом, в пиковые часы в "нужном" направлении здесь может быть четыре полосы, одна из которых выделяется под общественный транспорт. Ранее уже озвучивался проект "разбивки" всей Николаевской дороги на шесть полос - но этому мешают несколько столбов линий электропередач и наружного освещения в районе комплекса зданий Северного РЭС и частично принадлежащих "Одессаоблэнерго", из-за которых добавление шестой полосы требует переноса этих столбов, чтобы примерно на метр-полтора расширить проезжую часть. Тут вопросы собственности и межведомственных отношений мешают решить важную для всего города проблему.

Проект разметки Николаевской дороги до шести полос

Ширина проспекта Добровольского такова, что изменение разметки не позволит добавить на нем еще одну полосу.

А вот с Южной дорогой все  гораздо интереснее. Ширина проезжей части, как минимум, на последнем участке перед перекрестком у "Молодой Гвардии" позволяет добавить в направлении Пересыпского моста четвертую полосу движения за счет сужения каждой полосы до 3 метров. Дальше в сторону Крыжановки может быть сложнее.

Вот здесь на Южной дороге непосредственно перед перекрестком у "Молодой Гвардии" можно уместить не 3, а 4 полосы движения

Однако, как показал анализ движения с поселка Котовского, основным источником пробок является самое настоящее узкое "бутылочное горлышко" - перекресток у "Молодой Гвардии". Здесь в сторону Пересыпских мостов "сливаются" три полосы движения с Южной дороги с двумя полосами с проспекта Добровольского. Весь этот поток автотранспорта имеет одноуровневое пересечение с линией трамвая с очень интенсивным движением. В сторону Пересыпских мостов потоки автотранспорта с проспекта Добровольского и Южной дороги идут по очереди, чередуясь, и делая при этом перерыв для проезда трамваев. В итоге, оба потока автотранспорта и автобусы ждут своей очереди проезда через перекресток, также ждут своей очереди трамваи.

Движение на перекрестке у "Молодой Гвардии" осложняется не только малой пропускной способностью развязки, но и несоблюдением ПДД и сложным маневрированием

Наблюдения показали, что здесь очень важно точное соблюдение стоп-линий и правил дорожного движения. Зачастую, одна-две машины, остановившиеся в ожидании своего зеленого света светофора не на стоп-линии, а перед ней, у самых трамвайных путей, блокируют движение трамвая и тем самым вынуждают весь поток транспорта ожидать лишние 30-40 секунд, а то и целую минуту, которые затрачиваются на проезд трамвая по перекрестку на черепашьей скорости и маневрирование машин, которые выезжают из габаритов вагонов. 

Также существенно тормозит движение светофор у супермаркета "Метро". В первые пару дней после запуска "автобусной" полосы он не мог пропустить за один цикл весь поток автомобилей - и те создавали пробку вплоть до перекрестка у "Молодой Гвардии" - в том числе и на самом перекрестке. Однако, его периодически перенастраивают, а в городском департаменте транспорта даже рассматривают возможность переключения этого светофора на "желтый мигающий" режим в утренние часы пик. 

Светофор у супермаркета "Метро" собирает пробку

Кроме того, мало кто обращает внимание, что "внезапно" возникшие пробки на выезде с поселка Котовского в июне - это результат нескольких факторов. И уменьшение на одну количества полос для общего потока автомобилей со стороны Южной дороги - только один из них. Перед этим несколько месяцев пробок здесь не было вообще - так как во время карантина как движение автомобилей, так и движение маршрутных автобусов сократилось до минимума. Соответственно, с отменой большинства ограничений и возобновлением массового передвижения одесситов по городу, резко возрос и общий трафик с поселка Котовского. И немедленно встал в пробку. И тут еще и добавилось решение властей о введении полосы для автобусов.

Пробка от светофора у "Метро" может доходить до "Молодой Гвардии" и тянуться дальше к поселку Котовского

До введения карантина поток автотранспорта в часы пик с поселка Котовского выглядел так (в среднем, в одном автомобиле едет два человека, в одном автобусе малой вместимости, которых большинство на маршрутах - 40-50 человек):
- с проспекта Добровольского - 1150-1160 машин в час, по автобусным маршрутам №130, 141, 146, 151, 155, 165Ю 190, 232, 240 курсировало 174 автобуса - по двум полосам.
- с Южной дороги - 2460-2500 машин в час, по автобусным маршрутам №16, 100, 120, 121, 131, 145, 168, 242, 250 курсировало 233 автобуса - по трем полосам.

Далее, они сходились в один поток интенсивностью около 400 автобусов (примерно 100 автобусов в час или 1,4 автобуса в минуту) и более 3400 машин в час - по трем полосам (примерно 1130-1150 машин в час на полосу). При этом нормативная пропускная способность одной полосы городских дорог - до 850 машин в час. Мы видим, что Николаевская дорога с тремя полосами движения в утренний час пик вполне справляется с нагрузкой, в полтора раза превышающей предел по нормативу. Но Южная дорога и проспект Добровольского аналогичное превышение норматива не выдерживают - и дело тут как раз в "бутылочных горлышках" "Молодой Гвардии" и светофоров.

В утренние часы пик средняя скорость потока автотранспорта в будние дни оказывалась наибольшей на участках от "Молодой Гвардии" до Ярмарочной (7-я Пересыпская) и далее - до перекрестка Атамана Головатого и улицы Николая Гефта (Сахарный завод) - от 27 до 35 км/час - здесь наименьшее количество светофоров. Наименьшей средняя скорость автотранспорта оказывалась на участке от улицы Паустовского до "Молодой Гвардии" - менее 18 км/час, что объясняется пробками и обилием светофоров, в первую очередь светофора у "Молодой Гвардии". Также средняя скорость движения несколько уменьшается на последнем отрезке перед Пересыпским мостом - за счет нескольких светофоров. 

Николаевская дорога у 7-й Пересыпской в утренний час пик - небольшое скопление транспорта есть лишь перед светофорами


 

Таким образом, мы выделили основной источник пробок - перекресток у "Молодой Гвардии" целым комплексом проблем - несоблюдением ПДД, недостаточной его пропускной способностью и сложной системой одноуровневого пересечения двух потоков автотранспорта и трамвая. Вторым источником пробок является светофор у супермаркета "Метро". Вот список того, что городские власти могут сделать "здесь и сейчас":

Во-первых, можно увеличить пропускную способность Николаевской дороги после перекрестка у "Молодой Гвардии" - фактическим отключением светофора у "Метро" и разбивкой проезжей части на шесть полос вместо пяти. За счет этого "вливающиеся" на Николаевскую дорогу потоки транспорта не будут тормозиться одним из светофоров сразу после "бутылочного горлышка" и смогут идти быстрее - для них будет тогда три полосы для всех машин и полоса для автобусов (а не три полосы для всех, как до введения полосы общественного транспорта и не "2+1" полосы как сейчас).  

Во-вторых, можно слегка увеличить пропускную способность Южной дороги перед "бутылочным горлышком" - за счет частичного введения четвертой полосы. Это позволит пропускать больше машин с Южной дороги за один цикл светофора.

В-третьих, за счет двух перечисленных выше мер автобусы по выделенной полосе с Южной дороги будут двигаться значительно быстрее общего потока, что также внесет свой вклад в общее ускорение движения.

В-четвертых, транспортники могут еще поэкспериментировать с режимами работы светофора у "Молодой Гвардии". 

В-пятых, по мере возможности, в ночное время, необходимо довести качество проезжей части на пересечении Николаевской дороги с трамвайными путями у "Молодой Гвардии" до такого уровня, чтобы водителям не требовалось сильно сбрасывать скорость на переезде. 

В итоге, потратившись лишь на изменение разметки и перенастройку светофоров, городские власти могут существенно увеличить пропускную способность дорог с поселка Котовского. Но увеличить пропускную способность перекрестка у "Молодой Гвардии" уже практически невозможно - его возможности уже исчерпаны.

Обычный поток движения по Николаевской дороге в утренний час пик - сразу после затяжной пробки у "Молодой Гвардии"


 

Кардинально же решить транспортные проблемы поселка Котовского можно лишь стратегическим путем с капитальными вложениями в реконструкцию магистралей и новое строительство.

Не за горами выделение Одессе кредита на сумму около 20 миллионов евро на полную реконструкцию трамвайных путей от Пересыпского моста до улицы Паустовского. Важным шагом в этом направлении было бы выделение части данного кредита на создание у "Молодой Гвардии" двухуровневой развязки. При этом линия трамвая должна проходить полностью выделенно от автомобильного движения, а автомобильная развязка может оставаться даже в одном уровне. Вместе с обозначенным выше расширением Николаевской дороги до шести полос и частичного расширения Южной дороги перед развязкой, также следует продумать возможность хотя бы частичного расширения и проспекта Добровольского на участке в 200-300 метров перед этой развязкой.

Вторым важным шагом должно стать расширение до полноценных четырех полос Объездной дороги, что входит в юрисдикцию областных властей в лице службы автодорог Одесской области и даже выше - в лице Укравтодора. Таким образом, появится реально альтернативный путь для автомобилей, едущих с поселка Котовского в другие районы Одессы, за исключением исторического центра.

Третьим важным шагом должно стать создание еще одной альтернативной автодороги, которая может пройти параллельно линии железной дороги. Частично она уже существует - в виде улиц Луцкой, Локомотивной, Атамана Чепиги и Наливной и небольших улиц частного сектора. Стратегической задачей мэрии в данном случае является отвод земли для строительства дороги около железной дороги вдоль станции Одесса-Сортировочная от улицы Луцкой до Локомотивной, более прямое соединение Локомотивной с Атамана Чепиги и выход с Наливной на Известковую. Для такой дороги на первых порах будет достаточно трех полос, одна из которых будет реверсивной, в идеале же нужно 4 полноценных полосы. 

Проект альтернативной дороги с поселка Котовского

comments powered by HyperComments