Получится ли в Одессе заменить маршрутки на современный общественный транспорт за счет нового закона

Александр Вельможко  |  Вторник , 26 января 2021, 22:06
Меня очень заинтересовал законопроект о городском транспорте, поданный недавно правительством в Верховную Раду. Избавятся ли в результате его принятия Одесса и другие города Украины от всем надоевших "желтых гробиков на маленьких колесиках" - маршруток? Кто выступает против законопроекта и с какими целями? Поговорил на эту тему в прямом эфире "Первого городского" радио Одессы.
Получится ли в Одессе заменить маршрутки на современный общественный транспорт за счет нового закона

Маршрутки, как их только не называют... Я когда-то, лет 10 назад, ввел в оборот словосочетание "желтые гробики на маленьких колесиках" - как раз тогда, когда в Одессе битком набитая людьми маршрутка "Богдан" кувыркнулась вниз по склону. А на одном из профильных сайтов сообщество транспортников просто изгаляется: "шрутка", "шрутень". "долбошрутка", иногда даже вписывают фамилию бывшего руководителя КП "Киевпасстранс" Ламбуцкого - "ламбошрутка", в общем делают аналогию слова "маршрутка" с одним из обозначений металлолома - "шрот". Уровень комфорта, качество сервиса в этих маленьких автобусах, которые лет 15 назад вытеснили с улиц больших городов большие старые автобусы "Икарус", "ЛАЗ", "ЛИАЗ" и даже более современную технику - "зашкаливают" с нижней стороны измерений, регулярно пробивая дно. Иногда в самом прямом смысле - сквозь дырявое дно маршрутки из "салона" видно асфальт. 

Итак, разговор в прямом эфире одесского "Первого городского радио" вечером 25 января. Ниже - статья по мотивам этого разговора.

Так вот, урбанисты и транспортники на местном уровне, в том числе и в Одессе, уже очень давно говорят о радикальном механизме изменения ситуации. Нынешнюю систему, когда перевозчик городского транспорта зарабатывает столько, сколько получит наличных денег от пассажиров, и в которой муниципальные перевозчики отличаются от частных только тем, что могут получить дотации на перевозку льготников и "поддержание штанов", нужно менять. Несколько лет идут разговоры, что все это пора заменить успешно работающей в Европе системой оплаты перевозчику за транспортную работу - то есть, за километраж оказания услуг перевозок по маршруту на том транспорте и по тому расписанию, которые "заказывает" город. Разницу же между собранными с пассажиров деньгами в виде оплаты за проезд и реальной стоимостью транспортной работы - уже компенсирует местная власть.

Несколько дней назад министерство инфраструктуры зарегистрировало от имени всего правительства и лично премьер-министра Дениса Шмыгаля законопроект, который частично решает эти вопросы. Формально он вносит изменения в уже действующие законы о городском электротранспорте и об автомобильном транспорте. Но это не суть важно. 

Важно то, что предложенный правительством законопроект вводит несколько ключевых формулировок, в первую очередь - социально значимых перевозок. Это те перевозки, которые имеют общий экономический интерес и которые организуются местными властями исходя из их влияния на региональное, социальное развитие или экологическое влияние - и субсидируются из местных бюджетов путем компенсации затрат на перевозку льготников и разницы между тарифами и себестоимостью. Такие перевозки могут выполняться как электротранспортом, так и автобусами. Весь транспорт на таких перевозках должен быть приспособленный для пассажиров с ограниченными возможностями, прежде всего, на колясках. По сути, данное требование оговаривает наличие у перевозчиков современного подвижного состава с полностью или частично низкими уровнем пола.

Новый законопроект предусматривает, что тарифы на проезд устанавливают местные органы власти. При этом тарифы на проезд в автобусах могут быть изменены по согласованию при изменении цен на топливо более чем на 10%. То есть, если солярка подорожала или подешевела - то стоимость проезда тоже может увеличиваться или уменьшаться. Смогут ли наши транспортные чиновники в случае чего отстоять уменьшение тарифа при более дешевом топливе? Недостатком законопроекта является то, что он не учитывает предусмотренного законодательством роста минимальной зарплаты - а это важнейшая статья расходов перевозчиков. Но этот недостаток может быть устранен при доработке законопроекта в комитетах и в процессе его принятия в первом чтении.

Законопроект говорит о конкурсной основе при распределении маршрутов, особенно автобусных, перед перевозчиками. На мой взгляд, тут надо более детально прописать процедуру конкурса - например, вынесения его на площадку "Prozorro" и полномочия местных властей при выставлении условий. Зачем? Чтобы местные власти не имели возможности, например, при конкурсе на условный маршрут №666 потребовать от перевозчика чего-то вроде автобусов малой вместимости. Да, формальное требование законопроекта об автобусах, приспособленных для пассажиров с ограниченными возможностями можно "обойти", заявив туда "желтые гробики на маленьких колесиках", но с платформами-подъемниками у одной из дверей. 

В целом законопроект можно оценить как тот, который нужно было принимать "еще вчера". Да, он имеет недоработки, да он всего лишь адаптирует к новым реалиям уже имеющиеся законы. Но в случае его принятия с учетом замечаний, этот закон даст возможность городам перейти к заказу транспортных услуг, легально ввести, наконец-то, электронный билет именно как платежную тарифную систему, а не просто как средство безналичного расчета - и на основе этого вдохнуть новую жизнь в муниципальных перевозчиков, а частным перевозчикам создать условия, при которых они должны будут перейти на использование нормальных полноценных городских автобусов - как новых, так и подержанных. 

Одновременно, и частные, и коммунальные перевозчики получат легальную возможность планировать свою работу на несколько лет вперед. Как раз на то время, когда можно купить в кредит или лизинг современный новый подвижной состав - с гарантией, что понесенные расходы "отобьются" и принесут эффект или будут достигнуты заявленные цели. 

Пока что коммунальные перевозчики оказываются в лучших условиях, чем частные. Благодаря поддержке из местных бюджетов, европейским кредитам под городские или государственные гарантии, почти во всех городах Украины, и Одесса здесь на лидирующих позициях, активно закупаются современные троллейбусы и трамваи. В частности, в Одессе за средства кредита ЕБРР купили 47 новых троллейбусов и будут покупать по кредитам ЕИБ 14 трамваев и 30 электробусов.

Данный законопроект выгоден местным властям - хотя бы потому. что позволяет четко просчитать стоимость транспортных услуг, позволяет поставить условия перед перевозчиками, решит транспортные проблемы крупных городов. Он выгоден пассажирам - так как перевозчики, чтобы хотя бы соответствовать требованиям законодательства, будут вынуждены ставить на маршруты качественный современный подвижной состав - и, следовательно, закупать его. 

Но этот законопроект не выгоден подавляющему большинству частных перевозчиков. Как раз тем, кто владеет сотнями и тысячами маленьких "гробиков" и будет вынужден куда-то девать уже не нужную технику и вместо этого тратить деньги на приобретение соответствующих нормам закона автобусов. Совершенно естественно, что именно крупные частные перевозчики, как никто другой, заинтересованы в сохранении нынешней ситуации - когда они не тратят деньги на новые автобусы, получают "черный нал" в виде оплаты за проезд и не несут, по сути, никаких гарантий. 

Совершенно естественно, что для такого законопроекта неожиданно оказалась "оппозиция". Один народный депутат, представляющий в Верховной Раде избирательный округ №136 в Одессе, присутствуя на заседании "транспортной" комиссии Одесского городского совета прямо заявил, что предложенный правительством за подписью самого премьер-министра законопроект "не пройдет комитеты". А взамен мы получим совершенно другой закон - мы пока не знаем какой именно. Но знаем только, что это законопроект, который разрабатывает упомянутый нардеп и который еще даже не зарегистрирован в Верховной Раде. Одним словом - классический "кот в мешке".

Но что же это за нардеп такой, который фактически публично заявил премьер-министру, что "зарубит" правительственный законопроект? 

Итак, Александр Горенюк, 1991 года рождения. избран мажоритарщиком от 136-го избирательного округа в Одессе на поселке Котовского. Позиционирует себя как "урбанист". Он зкончил Киевский институт международных отношений по специальности "международное право", Одесскую компьютерную академию "ШАГ", прошел обучение в "CANactions School" по вопросам градостроительства и планирования городских территорий. Александр Горенюк разрабатывает проекты ревитализации городских пространств -  в часности, несколько лет назад предложил превратить Деволановский спуск в пешеходную зону с торгово-развлекательными заведениями. Затем стал одним из авторов проекта благоустройства зеленой зоны склонов под бульваром Михаила Жванецкого, победившего на объявленном мэрией конкурсе - после чего работал в девелоперской компании "SAGA", которая начала высотную застройку территории судоремонтного завода как раз под бульваром Жванецкого (сейчас там уже другой застройщик - "Пространство").

В начале 2020 года Горенюк активно пиарился на том, что благодаря его обращениям частный перевозчик "Севертранс" запустил автобусы большой вместимости на несколько маршрутов, идущих с поселка Котовского. За счет запуска автобусов большой вместимости, уверял депутат, лично он решит транспортные проблемы Одессы. Но затем оказалось, что "Севертранс" просто выпустил на два маршрута около 10 таких автобусов, закупленных еще в 2016-2018 гг., которые после введения карантина исчезли с этих маршрутов и больше там не появлялись. 

Гораздо интереснее другое. Упомянутый "Севертранс" сейчас является крупнейшим частным перевозчиком на автобусных маршрутах Одессы - с большим парком автобусов малой вместимости. Однако, предприятие имеет более сотни автобусов большой вместимости которые заняты на городских и пригородных маршрутах Кривого Рога и Днепра - там, где наблюдаются большие "пиковые" пассажиропотоки к крупной промышленности. И этот перевозчик, как и многие другие перевозчики, заинтересован в несколько ином новом законе о городском транспорте - например таком, который "перекачивал" бы максимум бюджетных средств частным перевозчикам тем или иным способом. И требование правительственного законопроекта о субсидировании только "социально значимых" машрутов с современным подвижным составом вряд ли устроит крупную компанию, которая владеет сотнями и даже тысячами (не преувеличение) маленьких маршруток, которые затем станут невостребованы и никому не нужны.

С другой стороны, владельцы "Севертранса" семья Сардарян находятся в весьма конструктивных деловых отношениях с Александром Ивановичем Горенюком, отцом народного депутата. Горенюк-Старший, по публикациям в СМИ, ранее в Одессе курировал интересы Артема Пшонки - сына скандально известного генпрокурора времен Януковича, "решая" для него вопросы. 

Стало быть, по факту мы имеем не просто политические амбиции и политический пиар молодого нардепа, который просто хочет продвинуть "свой" законопроект, а весьма серьезное дело, в котором полезной правительственной инициативе пытаются противостоять довольно влиятельные круги крупных частных перевозчиков.

В итоге, нам пока что следует ожидать рассмотрения правительственного законопроекта в комитетах Верховной Рады. И тогда, если депутаты не рискнут идти на прямой конфликт с правительством, то законопроект доработают, примут сначала в первом чтении, а затем и во втором. То есть,  в нормальном режиме работы - это вопрос трех-четырех месяцев, примерно до лета. Если в "турборежиме", то - месяц-другой. И мы получим шанс на комфортный общественный транспорт.

comments powered by HyperComments