Одесса: время строить мосты

Александр Вельможко  |  Среда , 21 июля 2021, 17:07
Сегодня поучаствовал с весьма компетентными специалистами в экспертном обсуждении самых важных проектов мостов в Одессе и Одесской области: через Сухой и Днестровский лиманы, будущей развязки у "Двух Столбов" и других инфраструктурных проектов. Итак, в Одессе и Одесской области настало время строить мосты.
Одесса: время строить мосты

Большинство транспортной инфраструктуры, которой мы пользуемся - досталось еще из советского прошлого, а то и раньше. За годы независимости Украины в Одессе и Одесской области реализовали очень мало действительно значительных проектов в дорожной инфраструктуре. Я сейчас не буду касаться финансовой стороны вопроса, хотя деньги решают все, а сосредоточусь почти исключительно на логистических и стратегических моментах.


 

Мосты и развязки на въездах в Одессу

По сути, из совсем нового можно назвать разве что автомобильную портовую эстакаду в Одесском порту. Ее начали строить в 90-х и к середине 2000-х довели до полей орошения, где создан так называемый "Сухой порт", И вот прямо сейчас через поля орошения строят новую дорогу от Объездной дороги в порт. Эту дорогу достроят до конца 2022 года - но она будет пока что "упираться" в старую дамбу Хаджибейского лимана, по которой проходит узкий, всего двухполосный участок Объездной дороги. О необходимости ремонта или даже тотальной реконструкции дамбы уже более пяти лет говорят и, буквально, бьют в набат и городские власти, и эксперты, но воз и ныне там - дамба до недавнего времени оставалась бесхозной, а ее прорыв угрожает всей Одессе техногенной и экологической катастрофой

Другой проблемный момент Объездной дороги - необходимость достройки ее участка в обход поселка Котовского. А пока что многотонные фуры прут по проспекту Добровольского и улице Академика Заболотного, создают аварийные ситуации, разбивают городские дороги, загрязняют воздух. Избранный вариант строительства нового участка Объездной вдоль берега Куяльницкого лимана вызывает опасения экологов и местных жителей - в связи с возможным нарушением уникальной экосистемы Куяльника. Но зато этот вариант требует минимальных согласований с другими ведомствами и собственниками земли - то есть, не надо никого отселять, не надо переносить опоры линий электропередач и многое другое. 

Тем не менее, Служба автодорог Одесской области, несмотря на наличие двух очень проблемных мест на Объездной дороге, собирается потратить в ближайшие два-три года более миллиарда гривен  на многоуровневую развязку в Двух Столбов, где на небольшом кольце соединяются Объездная дорога, трассы М15 Одесса - Рени и М16 Одесса - Кучурган - Кишинев, а также идет уже в городской черте Тираспольское шоссе. Здесь действительно бывают пробки. И по словам главы Службы автодорог Дмитрия Рыбалки , избранный вариант проекта с сохранением старой дорожной сети и строительством новой с четырьмя путепроводами и более чем десятком съездов, позволит как решить проблемы в будущем, так и не закрывать нигде движение во время строительства. В то же время глава ассоциации архитекторов Одессы Владимир Халин прогнозирует сохранение здесь пробок из-за сложного режима движения и ограничений скорости на будущей развязке, а также предлагает вариант развязки с меньшими затратами площади и конструкций на 25%. А бывший "строительный" вице-мэр Одессы Петр Рябоконь считает, что одно только решение земельных вопросов ради строительства будущей развязки займет очень много времени.

В то же время, как на период строительства, так и на постоянной основе, проблемы пробок у "Двух Столбов" можно решить или частично облегчить за счет строительства дополнительных полос на Объездной дороге, трассах М15 и М16 перед въездами на кольцо, а само кольцо расширить - добавив хотя бы по одной полосе для правых поворотов с Объездной дороги на трассы М16 и М15, а также с указанных трасс на Объездную дорогу в сторону Овидиопольской дороги.

Одновременно остается еще одна проблема "замыкания" кратчайшего пути от Двух Столбов к центру Одессы. С этой развязки мы попадаем на достаточно узкое Тираспольское шоссе, которое через два железнодорожных переезда выводит к улице Столбовой, еще одной развязке под железной дорогой на Заставе-2 и улице Дальницкой. Как минимум, Дальницкий переезд через магистральную железную дорогу нужно заменить на путепровод - это обойдется примерно в 400-500 миллионов гривен, по аналогии с похожим по характеристикам проектом реконструкции (то есть строительства заново) Ивановского путепровода.

И все это - при наличии аварийного Ивановского путепровода, который в последние два десятка лет принял на себя практически весь поток транспорта из Одессы в сторону дорог на Овидиополь, Рени и Кучурган - так как именно через него до недавнего времени все старались объехать почти всегда закрытый Дальницкий переезд. И это стало причиной чрезмерной нагрузки на путепровод, который с момента строительства в 1967 году не знал ни одного капитального ремонта, и сейчас "устал" настолько, что требует не просто ремонта, а замены на новый. 

Так что, Одесса в последний год оказалась сразу перед несколькими инфраструктурными проблемами, которые надо решать в первую очередь. Это и замена на новый Ивановского путепровода, и реконструкция "узких" мест на Объездной дороге, это и реконструкция (тоже фактически строительство заново) Хаджибейской дамбы, и строительство участка Объездной дороги. На этом фоне новая развязка у Двух Столбов выглядит необходимой мерой, но не делом первостепенной важности.

Ряд обозначенных выше проблем уже решается. Хотелось бы, чтобы на ближайшую перспективу в мэрии задумались о строительстве путепровода на Дальницком переезде и еще одного - через железнодорожную ветку от станции Застава-1 к станции Одесса-Западная на Тираспольском шоссе. Это даст беспрепятственный выезд из Одессы в сторону тех самых Двух Столбов и трасс на Рени и Кишинев, а также "откроет" для города несколько депрессивных микрорайонов.

В качестве стратегического проекта на долгую перспективу Владимир Халин предложил вернуться к идее "большой Объездной дороги", которая охватит Одессу в радиусе пары десятков километров от города, с переходами через Куяльницкий и Хаджибейский лиманы. Это полностью уберет из Одессы и пригородов весь грузовой транзитный автотранспорт и существенно разгрузит город. Такой проект актуален в связи с идеями строительства автомагистрали, которая соединит все украинские порты между собой и войдет в общеевропейский транспортный коридор вокруг Черного моря. 


 

"Долгострой" на дороге из Одессы в Черноморск

В Одесской области остро стоит проблема достройки моста через Сухой лиман по дороге из Одессы в Черноморск. Его начали строить еще в 2016 году по заказу мэрии города Ильичевск (Черноморск). Стремление сэкономить привело к использованию мостовых конструкций (металлических пролетов) с недостроенного моста на Востоке Украины, и под них "подгоняли" все остальные проектные решения. Мост получился с целой кучей недостатков - он узкий (это перспективное "бутылочное горлышко" трассы между городами), низкий, что уже привело к прекращению судоходства в части Сухого лимана.

Ошибки в проектировании привели к проседанию грунтов и деформации уже возведенных земляных насыпей на подходах к мосту. В Службе автодорог Одесской области уже поговаривают о корректировке проекта и, естественно, его удорожанию с первоначальных 116 миллионов и нынешних почти 300 миллионов еще на 100 и более миллионов гривен. Речь идет о том, чтобы заменить насыпи на подходах мостовыми конструкциями. То есть - надо снести уже построенные насыпи, установить опоры на мощных фундаментах, и уже на них новые мостовые пролеты. Фактически, большую часть моста будут строить заново.  Это - цена первичной экономии на проектных решениях и повторном использовании готовых пролетных конструкций.


 

По мосту через Днестровский лиман - фантастика или перспектива?

Другой важнейший перспективный проект - это мост через Днестровский лиман от Овидиополя до Белгорода-Днестровского. О нем говорят на уровне "идеи" последние лет 10-15, но пока что никто не удосужился просчитать хотя бы эскизный проект. По первичным оценкам, основанным на аналогичных по длине и характеристикам конструкций, стоимость такого моста превысит 16 миллиардов гривен. Причем многое будет зависеть от того - будут ли обеспечивать возможность судоходства под мостом к Днестру - для полноценных грузовых и пассажирских речных судов, или только для малых катеров и яхт.


Мост через Днестр в Маяках

Стратегическая необходимость такого моста бесспорна. На юг Одесской области ведут всего две дороги - Одесса - Рени с аварийным мостом через Днестр в Маяках, и Одесса - Белгород-Днестровский с совмещенным разводным автомобильно-железнодорожным мостом в Затоке. Кстати, последний построен еще в середине 1950-х - и нуждается в капитальном ремонте. Любой теракт, авария или даже ДТП на любом из этих двух мостов немедленно "закрывает" половину автомобильного сообщения с югом Одесской области. А если что-то произойдет с мостом в Затоке - то будет полностью перекрыто и железнодорожное сообщение с Белгородом-Днестровским и Измаилом. 


Мост в Затоке

Кроме того, строительство нового моста сократит путь в южную часть Одесской области и к границе с Румынией на 30-40 километров, а также разгрузит существующий напряженный транспортный поток в Затоке.

Поэтому будущий мост через Днестровский лиман должен быть обязательно совмещенным автомобильно-железнодорожным и обеспечить возможность судоходства в Днестровском лимане. Инфраструктурных проектов такого масштаба в Украине за все 30 лет независимости не строили, поэтому наиболее реальный вариант его строительства - в том или ином виде концессии или государственно-частного партнерства. 


 

В последние 4-5 лет в Украине развернулось масштабное дорожное строительство. Ремонтируются старые и местами даже строятся совершенно новые дороги. Уже сейчас перемещаться по основным направлениям Одесской области стало намного комфортнее и безопаснее. Тем не менее, именно развязки на въездах в Одессу и мосты - это главные проблемы транспортной инфраструктуры нашего региона. Успешная реконструкция моста через Хаджибейский лиман на трассе Одесса - Киев показывает, как надо действовать. Оперативность выполнения и качество работ гарантируются минимальной цепочкой чиновников на пути от проектирования до непосредственного строительства, стабильным финансированием и грамотным проектированием.

comments powered by HyperComments