Старейшее из сохранившихся в Украине трамвайных депо превратят в «креативное пространство»

Четверг , 3 января 2019, 10:25
Самое старое трамвайное депо, которое сохранилось во Львове, планируют превратить в «креативный хаб» «Lem Station».
Старейшее из сохранившихся в Украине трамвайных депо превратят в «креативное пространство»

Фактически старейшее в Украине трамвайное депо, начало строительства которого датировано 1893 годом, в скором времени может превратиться в офисно-развлекательный центр под названием «Lem Station». Об этом сообщил исполняющий обязанности начальника управления инвестиций и проектов Львовского городского совета Роман Старецкий – пишет «Твое мисто». Комплекс сооружений старейшего в Украине трамвайного депо сейчас находится в собственности Львовского коммунального предприятия «Львовэлектротранс», однако, как пишет чиновник, руководство предприятия уже заключило договор с ООО «Лем стейшен» на аренду территории и зданий на 50 лет. Планируется, что в качестве арендной платы предприятие получит около 100 млн. грн.

Львовский экскурсовод и любитель электротранспорта Александр Аристархов рассказывает, что строительство первого трамвайного депо во Львове началось в 1893 году.

«Первое трамвайное депо во Львове строила фирма «Сименс и Гальске». Проект депо заказали у львовского архитектора Альфреда Каменобродского. Изначально трамвайное депо являло собой ангар с тремя осмотровыми канавами. Чуть по одаль от него была построена первая во Львове промышленная электростанция, которая и питала электричеством трамвайную линию, движение на которой открылось в конце мая 1894 года», – рассказывает Александр Аристархов.

С расширением трамвайного хозяйства расширялось и трамвайное депо.

«В средине 1900-х годов на территории между современными улицами Героев Майдана и Академика Сахарова был построен еще один ангар, практически копия первого. А в 1930-е годы между двумя ангарами был достроен третий. Его проектировал уже сын Альфреда Каменобродского Адольф. Кроме этого было сооружено здание, в котором сейчас находится поликлиника и управление службы пути «Львовэлектротранса» – рассказывает Александр Аристархов.

Старейшее трамвайное депо работало по прямому назначению – выпускало трамваи на линию до конца 1920-х годов. После введения в эксплуатацию нового трамвайного депо на улице Городоцкой тут разместились вагонно-ремонтные мастерские львовского трамвая. Они работали до 1978 года, когда переехали на новый Львовский трамвайно-троллейбусный ремонтный завод на окраину города. После этого ангары старого депо использовались для содержания спецвагонов службы пути и энергохозяйства, а также как гаражи для спецавтомобилей.

По словам Александра Аристархова еще в конце 1980-х годов возникла идея создать на базе старейшего трамвайного депо в Украине технический музей, экспонатами которого стали бы в том числе и ретро-трамваи. В средине 2000-х годов часть помещений трамвайного депо передали Львовскому историческому музею. Однако, на территории старого депо осталось много объектов электротранспорта. В здании первой львовской электростанции разместилась самая мощная во Львове тяговая подстанция № 1, а также диспетчерский пункт службы энергохозяйства с пультом управления всеми львовскими тяговыми подстанциями. Тут также разместилась поликлиника предприятия, а также склады.

В 2016 году Львовский городской совет принял решение превратить историческое депо в «объект инвестирования». Речь идет о комплексе сооружений бывшего трамвайного депо на улице Витовского, 57, а также об административном здании на улице Братьев Тимошенко, 4. Общая площадь этих строений составляет почти 8 тысяч квадратных метров. Изначально здания и территорию планировали превратить в т.н. «креативный квартал». По словам начальницы управления внешне-экономических связей и инвестиций Львовского городского совета Ольги Сивак, инвестор не имеет права разрушать имеющиеся строения, а только реконструировать их, при этом сохранив внешний вид.

«Они делают только реставрацию. Внешне объект не изменит своего вида. Основное требование – «начинка». Там должны быть помещения для инновационных компаний. Мы ожидаем, что к реализации этого проекта будут привлечены такие компании, как «Intel», «Cisco», «Microsoft» и «HP», – рассказывала чиновница в 2016 году интернет-изданию «Твое мисто».

Позднее идея «креативного квартала» трансформировалась в т.н. проект «Lem Station».

«На базе бывшего трамвайного депо хотим создать своеобразное пространство, где будет коворкинг для стартапов, офисы акселераторов, венчурних фондов, ряда глобальных мировых компаний, где введут систему менторства и будут проводить интересные события», – рассказывал один из осучередителей  «Lem Station» Тарас Кицмей, соучередитель компании «Softserve».

Из неофициальных источников известно, что лоббированием превращения старейшего сохранившегося трамвайного депо в Украине в «креативное пространство» является заместитель городского головы Львова по развитию Андрей Москаленко. Отказ от превращения старого трамвайного депо в музей техники мотивируют отсутствием у города средств на реконструкцию.

Фанат электротранспорта Львова Юрий Каукалов считает решение властей Львова о превращении старейшего трамвайного депо в «креативное пространство» неправильным.

«Почти во всех больших городах Европы есть технические музеи, в том числе и транспортные. У нас во Львове также сохранились ретро-трамваи. В старое трамвайное депо можно было бы перенести экспозицию музея Львовской железной дороги. Есть еще много других интересных экспонатов для музея техники. Однако властям города такой проект не нужен, хотя он и может в перспективе привлекать множество туристов. Властям нужна сиюминутная выгода, которую можно получить сегодня и сейчас. И то, что из-за этого будет изменен уникальный комплекс зданий – власть не волнует», – говорит Юрий Каукалов.

Отметим, что в отличии от Львова, в Одессе КП «Одесгорэлектротранс» и власти города сохраняют историческое трамвайное депо на Алексеевской площади. После проведения ремонта в нем разместился городской музей электротранспорта, а также вагонно-ремонтные мастерские, где строят новые трамваи "Одиссей".

comments powered by HyperComments