Киев решил купить также и польские трамваи

Вторник , 9 апреля 2019, 13:31
За каждый более короткий и менее вместительный, чем украинский, польский вагон, столица заплатит на 6,3 миллиона гривен больше, чем могла бы заплатить за отечественный
Киев решил купить также и польские трамваи

Затянувшаяся интрига с проведением в Киеве тендера на закупку 10 низкопольных трамваев длинной более 26 метров, наконец закончилась. КП «Киевпасстранс» вчера под вечер разместило в системе публичных закупок «Прозорро» объявление о подписании договора на поставку 10 трамвайных вагонов с компанией «POJAZDY SZYNOWE PESA BYDGOSZCZ SPÓŁKA AKCYJNA» из Польши. Стоимость 10 вагонов составит 568 миллионов 442 тысячи 509 гривен и 94 копейки. Договор с польской компанией «PESA» подписан несмотря на то, что украинский производитель – ООО «СП «Электронтранс» из Львова предлагал Киеву 10 трамвайных вагонов «Электрон» T5L641 (из-за весьма размытых технических условий на поставку трамваев, украинская компания была допущена к тендеру при совершенно иной, чем у «PESA», компановке вагона, а также при длине вагона более 30 метров) по цене 505 миллионов 392 тысячи гривен. Интересно то, что изначально «Электронтранс» был даже признан победителем тендера, однако потом (по формальным причинам – отсутствия одного из документов в пакете) тендерный комитет КП «Киевпастранс» признал победителем польского производителя. Таким образом, из бюджета за каждый трамвайный вагон переплатят 6 миллионов 305 тысяч 50 гривен.

КП «Киевпастранс» в заключенном с компанией «PESA» договоре оставил за собой возможность приобрести у производителя менее чем 10 трамвайных вагонов – по договору транспорт будет поставляться отдельным партиями по заказу «Киевпастранса».

Заметим еще, что закупка КП «Киевпастранс» 10 трамваев длиной более 26 метров попала в поле зрения Государственной аудиторский службы Украины. Эта структура еще 20 марта 2019 года начала мониторинг закупки на основании приказа № 81, который подписал и.о. директора Департамента финансового контроля в сфере закупок Госаудитслужбы Украины С. Чернега. Причиной проведения мониторинга, как сообщается в системе публичных закупок «Прозорро», являются «выявленные органом финансового контроля признаки нарушения (нарушений) законодательства в сфере публичных закупок в информации, которая обнародована в электронной системе закупок.

В итоге закупки трамваев КП «Киевпастранс» постепенно получают все больше оттенков скандальности. Напомним, что тендеры на поставку трамваев длинной более 26 и 30 метров проводились повторнопервые тендеры, в которых также принимал участие производитель трамваев из Чехии, были отменены. Не исключено, что именно потому, что участие чешского производителя было нежелательным для КП «Киепастранс» по неизвестным нам причинам. Другим, весьма неоднозначным шагом КП «Киевпастранс» стало признание польского производителя трамваев победителем тендера на поставку трамваев длиной более 26 метров. Фактически, компанию «PESA» сделали победителем на основе формальной причины неподачи «Электронтрансом» одного из документов, причем не самого важного.

Если говорить о финансовой стороне поставок польских трамваев, то при большей длине и пасажировместимости украинского трамвая, за каждый польский трамвай заплатят на 6,3 миллиона гривен больше, чем за трамвай украинского поставщика, который участвовал в тендере. Эта сумма равнозначна цене самого дорогого украинского троллейбуса. Если же сравнивать приблизительно равные по длине и пассажировместимости трамваи «PESA» модели 71-414К с украинскими трамваями К1М6 от «Татра – Юг», которые проигрывают польским лишь из-за того, что не являются 100% низкопольными, то сравнение финансовой стороны вопроса снова таки не в пользу трамваев польского производителя. Дело в том, что согласно с договором, который заключен между КП «Киевпасстранс» и ООО «Татра-Юг», один трамвайный вагон К1М6 обойдется столице Украины в 42,888 млн. грн. за вагон. То есть «плата за 100% низкопольность» польского  трамвая 71-414К составила 13,956 млн. гривен, что равноценно почти трети цены нового украинского трамвайного вагона К1М6. Остается вопрос – адекватная ли это цена за 100% низкопольность трамвая «PESA».

Как отреагирует на трамвайные закупки КП «Киевпастранса» Госаудитслужба пока неизвестно. Что можно предположить по поводу этих трамвайных закупок, так это то, что завершение тендерных процедур и подписание договоров специально «наложили» на финальный этап президентской избирательной гонки, когда внимание граждан поглощено предвыборными баталиями и на закупку трамвайной техники попросту не обратят внимание.

Еще одна ремарка – во всех тендерах на закупку трамваев КП «Киевпастранс» использовал для выбора победителя только ценовой фактор – единственным критерием выбора победителя была цена (100%). Однако, украинское законодательство о публичных закупках позволяет использовать также и неценовые факторы при проведении закупок через систему «Прозорро». Именно такими факторами могли быть определенные технические характеристики трамваев. Применение такого подхода позволило бы относительно честно сделать победителем «своего» поставщика. Однако, КП «Киевпастранс» таким подходом не воспользовался, что заодно говорит о невысоком профессионализме людей, которые ответственны за проведение тендерных процедур.

comments powered by HyperComments