Черкасский троллейбусный тендер, длившийся почти полгода, закончился ничем
КП «Черкассыэлектротранс» еще 15 мая текущего года объявило тендер по закупке трех новых низкопольных троллейбусов с длиной кузова более 11 – 13 метров. Ожидаемая стоимость закупки была установлена «с запасом»: три 12-метровых троллейбуса оценили в 16,95 миллионов гривен, т.е. 5,65 млн. грн. за один троллейбус. Согласно с тендерными условиями, поставка троллейбусов планировалась до 26 ноября текущего года. Что интересно – в англоязычной версии объявления предмет закупки был обозначен не иначе как «Trolleybus of class І category of MZ, model is Bohdan T701.17 or equivalent», т.е. «троллейбус класса І категории МЗ, модель «Богдан Т701.17» или эквивалент».
Заметим, что практически сразу же закупка троллейбусов КП «Черкассыэлектротранс» попала в поле зрение Северного офиса Государственной аудиторской службы. 16 мая 2019 года было опубликовано решение о начале процедуры мониторинга закупки. Государственная аудиторская служба опубликовала в системе «Прозорро» целый ряд вопросов к тендерному комитету КП «Черкассыэлектротранс», в том числе – по какой причине он решил требовать от потенциального поставщика документального подтверждения данных, которые опубликованы в открытых реестрах. По требованию государственных аудиторов, заказчик внес изменения в тендерную документацию – аудиторы подтвердили, что выявленные нарушения устранены.
В июле 2019 года по поводу процедуры тендера была направлена жалоба от потенциального поставщика – компании ООО «БКМ-Украина». Жалоба рассматривалась на уровне Антимонопольного комитета Украины, который принял решение в пользу дилера белорусского производителя, однако тендерному комитету удалось таки избежать участия компании в этом тендере.
Кроме предложения компании ООО «БКМ-Украина», тендерный комитет КП «Черкассыэлектротранс» отклонил также предложение компании ООО «Торговый дом «Литан». Таким образом, в электронном аукционе, которым завершился тендер приняли участие два поставщика: ДП «Автосборочный завод №1 АО «АК «Богдан Моторс» из Луцка и ООО «Эталон-Лизинг» – дилер Черниговского автозавода корпорации «Эталон». Победителем электронного аукциона, который состоялся 10 октября 2019 года, стало ООО «Эталон-Лизинг», которое оценило поставку трех троллейбусов «Барвинок Т121» в 14 миллионов 970 тысяч гривен, т.е. один троллейбус оценили 4,99 млн. грн., т.е. на 660 тысяч гривен дешевле, чем ожидаемая стоимость закупки.
18 октября в системе «Прозорро» КП «Черкассыэлектротранс» опубликовало объявление о намерениях подписать договор с ООО «Эталон-Лизинг». Однако вчера, 7 ноября 2019 года, в системе публичных закупок появилось объявление, размещенное в 16:27. В этом объявлении сообщается об отмене закупки. Заказчик сослался на абзац 4 части 2 статьи 31 Закона Украины «О публичных закупках», который предусматривает возможность отмены закупки в связи с сокращением расходов на проведение закупки товаров и услуг.
Таким образом, процедура закупки, длившаяся почти полгода, завершилась ничем. Заметим, что до этого КП «Черкассыэлектротранс» пыталось закупить один сочлененный троллейбус, выставив однако очень низкую стоимость закупки. Поэтому ни один поставщик не подал заявки на участие в тендере.
Заметим, что украинское тендерное законодательство очень лояльно к государственным и коммунальным предприятиям, а также к бюджетным организациям. Они имеют право не только отменять уже проведенные тендеры, где определился поставщик товаров и услуг, но и не выполнять условия уже подписанных договоров в связи такими причинами, как «недостаток бюджетного финансирования».
Как показательный пример подобных закупок, где коммунальное предприятие провело все тендерные процедуры по закупке товаров и даже подписало договора с поставщиками, однако не выполнило взятые на себя обязательства, можно привести три «трамвайных» тендера, которые в конце прошлого – в начале текущего года провело киевское КП «Киевпастранс». По результатам этого тендера по 10 новых трамваев должны были поставить Киеву одесско-днепровское ООО «Татра – Юг» (поставлен один трамвай К1М6), львовское ООО «СНУП «Электронтранс» (не поставлен ни один трамвай), а также польская компания «PESA» (также поставки трамваев не начались). Общая стоимость трамваев, которые закупались – больше полуторамиллиардов гривен. Заметим, что ООО «Татра-Юг» пришлось фактически «выбивать» средства за свой трамвай – представители предприятия пожаловались даже Президенту Украины во время его визита в Днепр: Зеленский сразу позвонил мэру Киева Виталию Кличко с просьбой рассчитаться за поставленный трамвай.
Аналогично осенью 2017 года ЛКП «Львовэлектротранс» подписало соглашение с Запорожским электроаппаратным заводом на поставку системы управления тяговым электроприводом (КПТТ – 6) для модернизации трамвая. Однако коммунальный перевозчик так и не выполнил обязательств перед поставщиком – после смены руководства предприятия там решили отказаться от проведения модернизации трамваев с заменой устаревшей реостатно-контакторной системы управления тяговым электроприводом на современную транзисторную.