Как будет развиваться трамвай в Одессе в 2022 году (ВИДЕО)

Александр Вельможко  |  Пятница , 14 января 2022, 18:39
На телеканале "Первый Городской" рассказал о перспективах развития одесского трамвая на 2022 год. Начну с того, что они есть - хотя процесс идет не так быстро, как мог бы идти.
Как будет развиваться трамвай в Одессе в 2022 году (ВИДЕО)

Собственно говоря, все планы развития одесского трамвая на нынешний год можно и нужно рассматривать с двух точек зрения - со стороны обновления подвижного состава, и со стороны многочисленных ремонтов путей, от которых зависит уже работа маршрутов. Все подробности в видео, ниже лишь тезисно обозначу самое главное.

Разумеется, Одессе не стоит даже мечтать о метро. Ведь хотя бы говорить об окупаемости и перспективности столь масштабного строительства можно говорить только при пассажиропотоках на основных направлениях в 20 и более тысяч человек в час. В Одессе же самое напряженное направление с поселка Котовского даже в час пик, по оценкам экспертов ЕБРР, всеми видами общественного транспорта дает цифру пассажиропотока в менее чем 10 тысяч пассажиров в час.

Поэтому единственным разумным вариантом развития магистрального общественного транспорта в Одессе остается трамвай, который при грамотной организации движения, качественном и вместительном подвижном составе и хорошем состоянии путей способен обеспечить почти такую же провозную способность, как и метро - но в несколько десятков раз дешевле. В Одессе это тем более актуально хотя бы потому, что почти везде трамвай идет по выделенным от проезжей части полосам и не стоит в пробках.

По темпам обновления подвижного состава Одесса стоит на втором месте после Киева в количественном отношении. За последние 6 лет в городе получен 31 новый трамвай - 1 купленный в 2015 году по программе государственного софинансирования и 30, собранных в вагоноремонтных мастерских КП "Одесгорэлектротранс". Киев же получил 77 вагонов начиная с 2015 года - и 72 из них многосекционные низкопольные. Одесские же трамваи относятся к предыдущему техническому поколению - так как у них "высокие" ходовые тележки, и из-за этого приходится сохранять ступеньки в вагонах - либо у входа, либо внутри салона. Но и годовой бюджет Киева в десятки раз больше, чем в Одессе. Из других городов, которые закупали или собирали самостоятельно новые вагоны, можно отметить Запорожье (собрано 17 вагонов) и Винницу (собрано 9 вагонов). Во Львове в 2021 году закупили 10 совершенно новых трамваев "Электрон" - но тут нужно заметить, что значительный процент трамваев этого производителя не работает по причине неисправностей. В Киеве из 11 "Электронов" постоянно не работают от 2 до 5 вагонов, а во Львове из 9 вагонов 2012-2016 гг. выпуска был даже период в 2021 г., когда они не работали вообще все.

В Одессе по программе развития электротранспорта до 2026 года, принятой горсоветом в конце 2021 г., должны завершить затянувшуюся тендерную закупку низкопольных многосекционных трамаваев по кредиту ЕИБ в 20 миллионов евро - речь идет о 12 вагонах. Это очень мало для миллионного города, но очень много, если понимать, что это будут трамваи нового поколения для Одессы. Также будут собирать вагоны типа "Одиссей-Макс" - 3 единицы и обычные "Одиссеи" в количестве 10 единиц. В перспективе это даст через 2-3 года 12 полностью низкопольных трехсекционных вагонов, 7 частично низкопольных трехсекционных и 36 обычных одиночных частично низкопольных вагонов. Всего же в Одессе примерно к 2024 году следует ожидать, что будет 56 трамваев возрастом менее 10 лет - то есть, новых и сравнительно новых. 

Сейчас общий выпуск трамваев на все маршруты составляет 130-140 единиц, как максимум, можно говорить о 145 единицах. Как правило, это одиночные вагоны. Для сравнения, в советское время на линии выходило 160-170 трамваев - и почти все они были в двухвагонных составах, было более десятка трехвагонных составов. То есть, сравнительно с началом 90-х одесский трамвай "потерял" в общей вместимости более чем в два раза. Но не следует забывать, что в середине 90-х, при бесплатном проезде, на линию выходило всего 30-40 трамваев по 2-3 вагона - то есть, в среднем по 2 трамвая на маршрут. И ждать их надо было от 20 минут до часа и более - но зато бесплатно.

Говоря о ремонтах, надо остановиться на двух проблемных местах, которые мешают нормальному функционированию всей сети маршрутов в центре города. Это незавершенный ремонт перекрестка на Пантелеймоновской угол Преображенской, который остался пока что единственной причиной, мешающей запустить маршрут "Север-Юг", если верить первому вице-мэру Михаилу Кучуку. И соседний с ним перекресток Пантелеймоновской и Старопортофранковской, на котором ежедневно ведутся те или иные ремонтные работы, чтобы сохранить там движение трамваев маршрутов №5, 28 и 12.

Опять же, если верить вице-мэру, то уже этой весной оба перекрестка отремонтируют всего за месяц. При этом под перекрестком Преображенской и Пантелеймоновской еще и надо полностью менять все подземные коммуникации - водопровод, две системы канализации, электросети и так далее. Они там в таком состоянии, что лучше промолчать, а то развалятся от громкого звука. Совершенно естественно, что ремонтировать тут надо комплексно - чтобы раз и на лет 50 вперед закрыть проблему коммуникаций и рельсов. Тем более, что вся улица Преображенская в этом плане уже полностью отремонтирована.

Ремонтировать данный перекресток можно поэтапно, с организацией временных однопутных участков для трамвая, если это позволят условия замены подземных сетей. А если так сделать не получится - то на срок ремонта можно организовать работу трамваев по маршрутам на Фонтан и от Аркадии до парка Шевченко в "отрезанном" от депо виде, а мелкий ремонт проводить на конечных станциях. Но вагоны при этом надо обеспечить надлежащей охраной.

А вот на перекрестке у кинотеатра "Родина" менять будут только рельсы - и за счет этого можно все сделать быстрее и без полного прекращения движения трамваев.

Кстати, буквально на днях открыли движение трамваев по Новощепному Ряду. Это позволило соединить заново трамвайную сеть, разорванную пополам в ходе ремонтов Новощепного Ряда и последнего квартала Преображенской. Пока тут ходит маршрут №11, а уже завтра, 15 января, пойдет и маршрут №3 - до улицы Пастера. 

Совершенно естественно, что ремонтные работы на указанных двух перекрестках должны вестись максимально быстро и интенсивно, не по принципу, когда в будний день можно заметить всего полтора землекопа и стоящую без дела технику.

Все эти ремонты показывают, что одесситам приходится расплачиваться транспортным коллапсом за то, что в 1950-1960-е, а затем в 2005 году в центре города были ликвидированы очень многие трамвайные линии. Это линии по улицам Ришельевской, Канатной, Греческой, Успенской. Если бы они были сохранены и модернизированы в свое время - то нынешние ремонты не создавали бы таких неудобств, так за за счет наличия разветвленной сети с большим количеством транспортных узлов трамваи во время ремонтов просто шли бы в объезд. 

Однако, сейчас мы имеем то, что имеем. И трамвай в Одессе таки продолжает развитие - и закупаются, и собираются, новые вагоны, ремонтируются пути. Хотелось бы всего этого больше и быстрее - но все зависит от наличия средств в городском бюджете и участия города в общегосударственных инфраструктурных проектах.


 

comments powered by HyperComments