Как обновляются трамвайные парки в городах Украины

Антон Лягушкин  |  Понедельник , 10 сентября 2018, 09:19
В Украине сейчас электротранспорт в 30 городах, больше десятка систем электротранспорта, к сожалению, остались на оккупированных территориях Крыма и Донбасса. «Пассажирский транспорт» решил провести небольшой анализ того, как города Украины обновляют свои трамвайные и троллейбусные парки. Основных пути три – это закупка нового и бывшего в употреблении электротранспорта и капитально-восстановительный ремонт с глубокой модернизацией.
Как обновляются трамвайные парки в городах Украины

Среди нового электротранспорта, закупленного городами Украины, лидируют троллейбусы. Это и не удивительно, поскольку жизненный цикл троллейбуса намного короче чем трамвая, кроме того троллейбусы значительно дешевле трамваев. Что до трамваев, то их высокая цена в основном и толкает хозяйства на глубокую модернизацию и закупку вагонов "секонд-хенд". Именно обновлению трамвайных парков городов Украины и пойдет речь в этой статье.


 

Киев

Безусловным лидером по закупке новых трамваев в Украине, безусловно, является Киев. За последние десять лет столица Украины приобрела 78 новых трамваев: в 2008-10 году 9 высокопольных вагонов "Татра-Юг" К1, 8 "корытополов" К1М в 2012-2015 годах, 4 трехсекционных частично низкопольных вагона К1М8, один частично низкопольный трехсекционный и шесть одиночных вагонов "Каштан" в 2010-2013 г., а также 48 полностью низкопольных трамваев – 10 пятисекционных "Электронов" и 38 польских трехсекционных вагонов PESA 71-414К. Кроме этих вагонов в Киев попали в единственном экземпляре вагоны 71-154М-К в 2009 году и Богдан TR843 в 2012 году. Эти вагоны формально были изготовлены в Украине, однако они являются соответственно российской и белорусской разработками. Таким образом, Киев за 10 лет обновил 15% своего трамвайного парка за счет новых вагонов. Это лучший показатель среди трамвайных хозяйств Украины.

Пятисекционный трамвай "Электрон" в Киеве

Трамвай "Pesa" в Киеве

Состав из вагонов моделей К1М и К1

Трехсекционный трамвай "Белкоммунмаш", купленный для Киева под маркой "Богдан"

Трехсекционный трамвай К1М8

Трехсекционный трамвай "Каштан" - с тремя "корытами" низкого пола и шестью лестницами в салоне

Одиночный вагон "Каштан" для Киева


 

Львов

За последние 10 лет, на 9 новых трамвайных вагонов обновил свой трамвайный парк Львов. Не удивительно, что именно тут начал работу первый в Украине 100% пятисекционный трамвайный вагон "Электрон" T5L64. Кроме него за средства бюджета был приобретен первый трехсекционный вагон T3L44. Еще семь таких вагонов приобрели в 2016 году за средства Европейского банка реконструкции и развития, государственной помощи и ассигнований местного бюджета. Таким образом в столице Галичины насчитывается 9 новых трамваев или около 7% всего пассажирского трамвайного парка города. 

Не стоит сбрасывать со счетов уже объявленный тендер на сразу 10 низкопольных трамваев за средства ЕБРР.

Пятисекционный трамвай "Электрон" во Львове

Трехсекционный трамвай "Электрон" из числа закупленных за средства кредита ЕБРР


 

Одесса

11 относительно новых трамваев отечественного производства есть и в Одессе – в 2006-8 годах город приобрел 10 вагонов К1 и один "корытопол" К1М в 2015 году, закупленный по программе государственного софинансирования. Таким образом новые (конечно по украинским меркам) трамваи в Одессе составляют около 5% всего парка. Все вагоны в возрасте до 12 лет в Одессе производства ООО "Татра-Юг" с офисом в Одессе и производственными мощностями в Днепре.

Одесский трамвай К1М

Трамвай К1 в Одессе во время капитального ремонта


 

Новые вагоны в других городах

Кроме Одессы относительно новые вагоны "Татра-Юг" работают в Мариуполе (8 вагонов из которых один "корытопол"); Кривом Рогу (7 вагонов); Николаеве (6 вагонов); Каменском и Запорожье. Еще 30 вагонов украинского производителя оказалось на территории ОРДЛО – 26 вагонов в Донецке и 4 в Луганске.

Трамвай К1 в Николаеве

Несколько новых российских вагонов в начале 2010-х годов получили города Донбасса – два питерских ЛМ-2008 получил Мариуполь, еще один его собрат достался Донецку, а еще три "морковки" КТМ – 23 получило Енакиево. Правда и среди этих вагонов четыре находятся на территории ОРДЛО. Среди относительно новых вагонов их России также упомним 10 вагонов 71-619 (КТМ – 19), приобретенных в 2006 году Харьковом.

Как говорится, негусто. Украинские города не спешат покупать новые трамваи несмотря на наличие в стране двух производителей, которые предлагают низкопольные трамваи (концерн "Электрон" со своими вагонами на неповоротных тележках и "Татра-Юг", недавно представившая трехсекционный вагон К1М6 с большой долей низкого пола и двумя повортоными тележками). Причина прозаичная – новые трамваи стоят очень дорого. Для примера трехсекционный трамвай "Электрон" T3L44 в 2016 году производитель продал Львову почти за 1 млн. евро, стоимость пятисекционного – около 1,2 млн. евро. Стоимость вагона К1М6 пока неизвестна, однако свои "корытополы" К1М "Татра-Юг" продавала по цене около 0,5 млн. долларов США. Поэтому и не мудрено, что новые трамваи, как говорится, "не по зубам" большинству городов Украины. Исключением здесь является Киев, который имеет весьма большой бюджет и поэтому может позволить себе "обновки".


 

Новые трамваи строим сами или "бумажная" модернизация

Набирает популярности и способ восстановления трамваев способом глубокого капитального ремонта. Часто – с заменой кузовов и системы управления тяговым электроприводом. Явным лидером здесь является Одесса. Еще в начале 2000-х годов здесь стартовал проект капитально-восстановительного ремонта трамваев "Tatra T3SU" с реостатно-контакторной системы управления тяговым электроприводом на современную на основе силовых полупроводниковых приборов. Таким образом было модернизировано 112 трамваев. В других городах, в Киеве, Кривом Роге, Донецке делались попытки такой же модернизации - но в единичных экземплярах.

Отличительная черта одесских модернизированных трамваев - "брендовая" окраска в синий цвет с белой полосой, хотя с 2017 года такие трамваи перекрашиваются в цвета флага Одессы

Следующим этапом стало строительство вагонов "Т3 КВП Од" на основе тележек вагонов "Tatra T3". Вагоны получили новый кузов с частично низким уровнем пола, современный дизайн передней и задней маски на основе типового чешского проекта, а также современную систему управления тяговыми электродвигателями. Фактически одесситы строят новые вагоны, так как и от тележек во время капитального ремонта остаются одни рамы и некоторые другие детали. С 2016 года построено уже 16 таких трамваев.

Трамвай "Т3 КВП Од"

Недавно в "Одессагорэлектротрансе" презентовали новинку – трамвай "Одиссей" с современным дизайном кузова. Одесские вагоны строятся благодаря сотрудничеству нескольких украинских фирм – Калушского завода "Будмаш", который производит металолоконструкцию кузова, киевской фирмы "Политехносервис", которая комплектует кузова современной электроникой, а также КП "Одессагорэлектротранс".

Трамвай "Одиссей" с дизайном специально для Одессы

Кроме Одессы, трамваи на основе новых кузовов и капитально-восстановленных тележек также делали в Киеве, Запорожье, Виннице и Харькове. Киевский и Запорожский вариант похожи на одесский. Именно киевские "Каштаны" и стали первыми в Украине вагонами, построенными на базе капитально восстановленных тележек и новых кузовов – такой способ восстановления и модернизации трамваев широко распространен в Чехии. Но киевские вагоны включены в статистику новых трамваев, так как их закупка оформлялась именно как закупка новой техники.

Винницкий отличается тем, что трамваи "T4UA VinWay" имеют не ширмовые, а поворотно-раздвижные двери, открывающиеся наружу. Наиболее глубокую модернизацию прошли трамваи в Харькове – они имеют асинхронные приводы и тележки с двойным подвешиванием. Правда, изготовлены эти привода российским "Чергосом", хотя систему асинхронного привода для трамвая имеет и украинский производитель – Запорожский электроаппаратный завод.

Винницкий трамвай "T4UA VinWay"

Харьковский трамвай "Т3 ВПНП", фото Максима Наумова

Кроме этого нужно назвать и варианты постройки новых трамваев с использованием восстановленных и модернизированных кузовов старых трамваев. К таким вагонам относятся киевские и криворожские "Кобры" (KT3UA), построенные на основе кузовов вагонов "Tatra T3SU", а также винницкие трьохсекционные восьмиосные вагоны "KT4UA VinWay". Если киевские и криворожские "Кобры" являются украинской адаптацией чешского проекта, то винницкий "KT4UA VinWay" – оригинальная разработка винничан. Эти вагоны состоят из передней и задней секции "Tatra KT4SU", между которыми вставлена новая четырехосная секція на двух поворотных тележках. Как и "Кобры", трехсекционный "Винвей" имеет низкопольную часть в секции-вставке. Нужно, правда, отметить, что винницкий трехсекционный "Винвей" все таки проигрывает своим коллегам "Tatra KT6", построенным в Котбусе и Таллине – он и тяжелее, и имеет меньший процент низкого пола.

Трамвай "Кобра" в Киеве

Трамвай "KT4UA VinWay" в Виннице

Достаточно популярен в Украине и капитально-восстановительный ремонт трамваев с частичной сменой дизайна. Как весьма оригинальные можно отметить капитально-восстановительный ремонт вагонов КТМ – 5 и "Tatra T3SU" в Кривом Рогу и "Tatra KT4SU" во Львове. Правда и в Кривом Рогу, и во Львове трамваи сохранили старую, реостатно-контакторную систему управления тяговым приводом.

Львовский вариант модернизации трамвая "Tatra KT4SU" с изменением дизайна

Криворожский вариант модернизации трамвая "71-608К" Усть-Катавского завода


Закупки подержанных трамваев

Обновление подвижного состава за счет трамваев "секонд-хенд" весьма популярно в Украине. Как правило, города покупают вагоны тех моделей и тех производителей, которые уже эксплуатировались в этих городах.

Одним из первых закупать трамваи из Германии стал Днепр – в 2003 году сюда прибыли модернизированные вагоны "Tatra T3DC1" из Шверина. Далее в этот город прибывали модернизированные вагоны "Tatra T4" из Магдебурга и Дрездена, а также берлинские вагоны "Tatra T6A2" из Берлина. Днепрян не отпугнуло даже то, что немецкие города продавали узкокузовные "Татры" с шириной кузова 2,2 метра, при том, что трамвайная сеть Днепра рассчитана на "широкие" вагоны с габаритом 2,5 метра. В Днепре сейчас на балансе 104 трамвая "секонд-хенд" при общем числе вагонов 260. Планируется, что в скором времени в город прибудут еще новые-старые вагоны из Германии.

Трамвай "Tatra T6A2" в Днепре

Львов стал "протаптывать" тропу трамваям из Европы в 2007 году. В 2008 году трамвайный парк города пополнился на 22 вагона из Эрфурта и Геры. В отличии от Днепра, Львов приобретал вагоны с оригинальной системой управления, в тоже самое время Днепр брал именно вагоны с замененной силовой электроникой. Еще пять вагонов из Эрфурта прибыло во Львов в 2013 году. Перед местными выборами мэр Львова Андрей Садовой обещал пополнять городской транспорт лишь новыми трамваями, троллейбусами и автобусами. Однако экономическая ситуация в городе заставила снова "повернутся лицом" к трамваям "секонд-хенд". В конце лета 2017 года директор "Львовэлектротранса" Михаил Сыдорович заявил о необходимости в кратчайшие сроки закупить не менее 40 трамваев из Европы. Это связано с тем, что во Львове в 2016-7 году открыли новую трамвайную линию в густонаселенный жилой массив Сихов. После этого, даже несмотря на прибытие семи новых "Электронов" город стал испытывать острый недостаток трамвайных вагонов. На этот раз директор "Львовэлектротранса" четко заявил, что город будет покупать лишь модернизированные вагоны с современной системой управления тяговым электроприводом – тиристорной или транзисторной. Предложение директора довольно долго обсуждалось в кругах городской власти – лишь в конце 2017 года мэрия окончательно дала "добро" на закупку трамвайного секонд-хенда. Сначала заявили о возможной закупке 50 трамвайных вагонов. Рассматривались в первую очередь варианты модернизированных "Tatra" из Берлина и Галле. Поставки сочлененных вагонов "Tatra KT4DM" начались лишь в конце июня 2018 года – до конца года обещают поставить 30 вагонов из столицы Германии. Примечательно, что Львов использовал для закупки вагонов из Берлина остаток кредита ЕБРР, полученного еще в начале 2010-х годов. Благодаря сотрудничеству с ЕБРР, львовяне заключили прямой договор с берлинской "BVG" и закупили трамваи по рекордно низкой цене 18 тыс. евро за вагон. Итак к концу 2018 года Львов будет иметь уже 57 трамваев "секонд-хенд". Это будет составлять 40% всего подвижного состава пассажирского трамвая.

Трамвай "Tatra KT4D" во Львове

Двумя городами Украины, которые освоили после получения "бэушных" трамваев новые для них модели стали Винница и Дружковка. Что до Винницы, то этому городу благодаря тому, что здесь очень бережно относились к трамваям, повезло наибольше – власти швейцарского Цюриха просто подарили винничанам свои старые трамваи. Сейчас на балансе "Винницкой транспортной компании" находится 103 вагона из Швейцарии, которые поступили в город с 2007 по 2011 год. Часть вагонов, правда, в Виннице простаивает. Поставки вагонов из Швейцарии позволили Виннице полностью вывести из эксплуатации вагоны "Tatra T4SU" и сократить до минимума выпуск чешских "гармошек" "Tatra KT4SU". Что до поставок швейцарских трамваев, то Винница и далее рассчитывает на их получения. Правда будет ли это бесплатно, пока не известно.

Швейцарский трамвай "Mirage" в Виннице

Дружковка на Донбассе решила пополнять свой трамвайный парк чешскими трамваями "Tatra T3", хотя ранее город обслуживал лишь КТМы советского производства. Для небольшой трамвайной системы Дружковки переход на "Татры" аналогичен введению в эксплуатацию "Электронов" и "PESA" в Киеве. На балансе предприятия уже 9 вагонов "Tatra", их количество уже сравнялось с КТМ-5, которые, очевидно, будут выводить из эксплуатации.

"Татрами" "секонд-хенд" пополняли свои трамвайные парки Николаев – здесь 12 таких трамваев; Одесса (10 модернизированных вагонов "Татра" из Риги и 11 немодернизированных из Чехии); Харьков, Мариуполь и Кривой Рог, а также Житомир, закупивший вагоны "Tatra KT4SU" из Винницы. В этом году список городов потребителей трамвайного "секонд-хенда" пополнило Запорожье, которое через "Торговый дом "Литан" приобрело в Берлине 12 вагонов "Tatra KT4DtM". В отличии от львовских "собратьев" эти вагоны имеют оригинальную чешскую электронику.

Купленный в Риге трамвай "Татра-Т3А" в Одессе

Далеко не все города, правда, афишируют закупку "бэушных" трамваев. Очень часто хозяйства практикуют подмену своих изношенных вагонов на вагоны из Чехии, которые находятся в гораздо лучшем состоянии. Таким путем пошли Киев, Харьков и Каменское Днепропетровской области. Мы не будем здесь анализировать причины такой формы обновления подвижного состава под видом капитального и капитально-восстановительного ремонта. Что до юридической стороны вопроса, то существует понятие капитального ремонта с заменой кузова. Способом подмены только в Киев попало более 140 чешских вагонов.

"Подмененный" киевский трамвай - с оригинальной "Татры" на такую же из Чехии

Купленные в Риге вагоны "Татра-Т3А" в Харькове


 

Проблемы малых городов

Наиболее проблемная ситуация с обновлением трамвайного парка в малых городах Украины. К примеру, в Константиновке уже несколько лет трамваи не выходят на маршруты, трамвай закрыт и в Краматорске. Критическая ситуация сложилась в Конотопе, где у местного трамвайного управления из-за популизма мэра накопились весьма значительные долги за электроэнергию и по зарплате.

Очевидно, что для сохранения трамвайного движения в малых городах Украины, нужна специальная государственная программа на уровне Министерства инфраструктуры Украины, которая предусматривала бы передачу в малые города трамваев их тех городов, которые выводят определенные модели из эксплуатации с их ремонтом за счет государственного бюджета. Так, например, Днепр мог бы поделится КТМами с Конотопом или Константиновкой. Такая практика, между прочим, существует в странах ЕС. Бытующее ныне мнение, что трамвай не может существовать в небольших городах, опровергают Чехия и Германия – здесь трамваи курсируют в городах, где количество населения значительно меньше 100 тысяч человек. Новых вагонов, правда, в таких городах не встретишь – они в основном пользуются трамваями, переданными из других городов, которым по карману новая техника.


 

Напоследок расскажем о планах городов на обновление подвижного состава трамвая. Перспективы для закупки новых вагонов открывает сотрудничество городов с европейскими финансовыми учреждениями – в первую очередь с Европейским банком реконструкции и развития, а также с Европейским инвестиционным банком. ЕИБ реализует в 10 городах Украины программу "Городской общественный транспорт в Украине". О закупке новых трамваев в рамках реализации этой программы, которая предусматривает кредитное финансирование на суму в 160 млн. евро, уже заявили Одесса, Львов и Запорожье.

Возможно, еще одно новое производство полностью низкопольных трамваев может появиться в Одессе - в виде сборки чешских вагонов.

В тоже время, Днепр решил отдать предпочтение трамваям секонд-хенд из Лейпцига. Их уже осматривал заместитель городского главы Днепра Михаил Лысенко. По его словам немцы готовы продать свои модернизированные вагоны "Tatra T4" по цене около 25 тыс. евро за вагон. С учетом доставки, уплаты налогов, таможенных сборов и переоборудования вагонов под колею 1524 мм. стоимость вагонов составит около 60 тыс. евро, что больше, чем заявленные Львовом 42 тысячи евро на вагон "Tatra KT4DM". Львов, правда, имеет достаточно много тележек от списанных вагонов. Днепр, очевидно, трамваями из Лейпцига заменит старые вагоны КТМ – 5 и КТМ – 8. Аналогичная тенденция по замене вагонов Усть-Катавского завода чешскими "Татрами" наблюдается и в Мариуполе. Между прочим, Мариуполь возвращается к эксплуатации чешских "Татр" – они здесь работали с конца 1960-х годов до 1985 года, а потом были переданы в другие города, в том числе и Одессу, а город перешел на эксплуатацию лишь вагонов Усть-Катавского завода.

Что до глубокой модернизации вагонов с частичной или полной заменой кузовов, то начать проект модернизации старых вагонов КТМ-5 планирует Николаев. Фактически это будет первый в Украине проект глубокого капитального ремонта и модернизации трамваев Усть-Катавского трамвайного завода.

comments powered by HyperComments