Крацов хочет, чтоб местные власти компенсировали «Укрзализынце» убытки от малодеятельных станций

Во время заседания украинского Кабмина под главенством вице-премьер-министра Владимира Кистиона, главный железнодорожник страны Евгений Кравцов представил правительству анализ работы зерновых станций с 2012 года. По словам Кравцова, ситуация в этой отрасли требует изменения подходов.
«Проанализировали совместно с бизнес-ассоциациями и увидели, что значительная часть станций – убыточная, есть категория станций, которые обслуживают менее одного вагона в сутки», – отметил Евгений Кравцов. По словам руководителя «Укрзализныци», обсуждение работы малодеятельных станций продолжается с Министерством аграрной политики и продовольствия Украины, профильными бизнес-ассоциациями, местными властями. Как альтернативу закрытию малодеятельных станций «Укрзализныця» предлагает механизм компенсации убытков перевозчику.
«Мы направили всем причастным расчеты, готовы к абсолютно открытому диалогу. Мы просим, чтоб по каждой станции могли увидеть, какой уровень убыточности, если станция убыточна из-за небольшой нагрузки и малой деятельности. Мы хотим иметь возможность получить компенсацию за эту убыточность, ввести определенный механизм компенсации», – отметил Евгений Кравцов.
Вице-премьер-министр Украины Владимир Кистион предложил продолжить дискуссию по малодеятельным грузовым станциям при участии профильного комитета Верховной Рады: «Предлагаю еще раз остановиться на рассмотрении этого вопроса, детально проанализировав, если станция убыточна, то уточнить ее социальную составляющую. Если будет определен список станций для закрытия, то утвердить его и обнародовать, публично признать сроки закрытия и сразу же внести предложения по имуществу, которое мы будем сдавать в аренду или выставлять на аукцион, чтоб оно было под контролем».
Как уже заявляли топ-менеджеры «Укрзализныци», в Украине существует около 300 зерновых товарных станций, которые обрабатывают до двух вагонов зерна за сутки. Это требует значительных издержек на их содержание. Вывести максимальные объемы зерна и сделать это оперативно возможно лишь по маршрутам – большими группами вагонов, которые должны собираться на больших узлах и станциях.
Отметим, что недавно местные власти Черновицкой области негативно восприняли инициативу Ивано-Франковской дирекции регионального филиала «Львовская железная дорога» о закрытии части товарных станций на Буковине. Более того, местный «губернатор» даже пообещал обратиться в СБУ по поводу «ценной инициативы» по закрытию станций в области.
Некоторые транспортные эксперты отмечают, что создается ощущение того, что многие руководители «Укрзализныци» вообще не понимают в должной мере экономики отрасли, ведь во всех странах мира существуют как сверхприбыльные, таки и убыточные станции и перегоны. Однако убыточность одних станций и железнодорожных веток компенсируется прибыльностью других.
Одной из наиболее крупных проблем «Укрзализныци» является глубокая убыточность пассажирского сектора перевозок, которая по традиции, начатой еще Сергеем Витте, перекрывается прибылью от грузовых перевозок. В Европейском Союзе пассажирские перевозки, за исключением лишь части пригородных, в основном рентабельны, а в случае некоторых операторов даже более прибыльны, чем товарные. Однако поскольку значительное повышение цен на железнодорожные билеты может вызвать недовольство, реальными реформами в пассажирском секторе не занимаются.