В Европу украинцы в основном ездят на автобусах и летают на самолетах
Пресс-служба «Укрзализныци» сообщила о том, что в 2018 году количество пассажиров, которые воспользовались услугами украинских международных поездов европейского направления, возросло почти вдвое и составило 676 тысяч человек. Для сравнения, в 2017 году поезда «Укрзализныци» перевезли в европейском направлении всего 369 тысяч пассажиров. Несмотря на рост пассажиропотока украинских поездов европейского направления на 83% радоваться особо нечему – пассажиропоток всех украинских поездов в направлении ЕС недотягивается до числа авиапассажиров международных авиарейсов одного одесского аэропорта.
В «Укрзализнице» отмечают, что сейчас в направлении Евросоюза курсирует 50% из 40 международных поездов формирования «Укрзализныци». Наиболее популярными являются поезда, которые курсируют в Варшаву и Перемышль – их «заселенность» составляет в среднем около 90%.
«Сейчас наблюдаем стремительное развитие международного железнодорожного сообщения со странами ЕС. Это стало возможным благодаря политике "Укрзализныци" соблюдать баланс достойного уровня комфорта и лояльных тарифов. Компания уверенно конкурирует с авто- и авиатранспортом в пассажирских перевозках в ближнее зарубежье», – заявил Евгений Кравцов, однако ситуация выглядит далеко не так радужно, как пытается показать топ-менеджер «Укрзализныци». В частности, количество международных поездов, которые курсируют в направлении стран Европейского Союза до сих пор не вышло даже на уровень средины 2000-х годов – это произошло из-за того, что в начале 2010-х годов «реформаторы» «Укрзализныци» из-за «низкой рентабельности» закрыли движения ряда международных поездов, в частности Киев – Берлин. Его курсирование запланировали восстановить в 2019 году.
Отметим, что как уже писал «Пассажирский транспорт» из Украины в направлении ЕС курсируют поезда из Киева, Львова и Одессы. В 2018 году к ним добавился поезд «Четыре столицы» № 31/32 Киев – Минск – Вильнюс – Рига, который планируют продлить до Таллинна, а также беспересадочный вагон Киев – Вроцлав, который курсирует в составе поездов № 749/750 Киев – Ивано-Франковск и 51/52 Львов – Вроцлав. Железные дороги Венгрии по «евроколее» от границы Венгрии до Мукачево также запустили в декабре 2018 года поезд №33/34 Мукачево – Будапешт. В его составе пока что курсирует только один пассажирский вагон. Кроме того, между Здолбуновом и польским Хелмом курсирует рельсовый автобус в роли регионального международного экспресса, а с декабря 2018 года также запущен новый поезд Львов - Перемышль.
Что до поезда №33/34 Мукачево – Будапешт, который был запущен 9 декабря 2018 года без предварительной рекламы и пиара, то за первый месяц работы он перевез суммарно 1602 человека. Эту статистику обнародовал «Центр транспортных стратегий». Из Мукачево в Будапешт этим поездом отправились 687 пассажиров, а в обратном направлении – 915. Самый значительный пассажиропоток был зафиксировал в канун католического Рождества. По итогам месяца «заселенность» поезда «Латорица» Мукачево – Будапешт составила 38%, причем с каждым днем количество пассажиров увеличивалось. На Львовской железной дороге считают такую статистику очень хорошей и ожидают, что если пассажиропоток и далее будет увеличиваться, то будут просить венгерских железнодорожников увеличить количество вагонов в составе до трех.
Напомним, что в 2018 году Министр инфраструктуры Украины анонсировал в ближайшие годы открытие новых направлений железнодорожного сообщения с Польшей. Речь идет о сообщении Люблин – Львов и Перемышль – Нижанковичи.
Запуск поездов по линии Люблин – Львов через Раву-Русскую требует значительных инвестиций в ее модернизацию и «перешивку» под европейскую ширину колее 1435 мм. Однако, это самый короткий путь из Львова в Варшаву – именно по этой линии во времена «Второй Речи Посполитой» ходили скорые поезда Львов – Варшава.
Что до запуска местного международного поезда Перемышль – Нижанковичи, то этот проект не требует значительных инвестиций. По словам транспортного эксперта Виктора Гальчинского, пути между Перемышлем и украинскими Нижанковичами находятся в годном для движения состоянии, а после небольшого ремонта будут позволять движения со скоростью до 60 км. в час. Польская сторона готова запустить на маршрут свой рельсовый автобус.
Кроме запуска поездов из приграничных городов в Польшу и Венгрию рассматриваются также варианты организации сообщения со Словакией.