Сколько и каких троллейбусов произвели и купили в Украине в прошлом году

Антон Лягушкин, Дмитрий Янкивский, Юрий Каукалов  |  Четверг , 31 января 2019, 12:24
«Пассажирский Транспорт» недавно провел анализ производства и закупки автобусов в Украине. В этом материале анализируем производство и закупки троллейбусов в нашей стране.
Сколько и каких троллейбусов произвели и купили в Украине в прошлом году

В Украине на данный момент существует пять предприятий, которые выпускают троллейбусы. Это ДП «Автосборочный завод №1» АО «Богдан Моторс» в Луцке, который выпускает троллейбусы под брендом «Богдан», ООО «СП «Электронтранс», – дочернее предприятие львовского концерна «Электрон» во Львове, Черниговский автозавод корпорации «Эталон», который выпускает троллейбусы «Барвинок», Южный машиностроительный завод в Днепре, который строит троллейбусы на основе кузовов МАЗа из Беларуси, а также Львовский автобусный завод, который хотя и заявил о восстановлении работы осенью прошлого года, не выпускает транспорта с 2013 года. Кроме того в Украине есть несколько дилеров, которые предлагают украинским городам белорусские троллейбусы.


 

Производство троллейбусов в Украине

Всего за 2018 год украинские производители троллейбусов выпустили и поставили в города Украины 107 троллейбусов (мы тут учли как троллейбусы, которые поставлялись по договорам, заключенным в 2018 году, так и те, которые поставлялись по договорам 2017 года).

Самые большие объемы производства среди украинских производителей троллейбусов в 2018 году были у «Богдана». В общей сложности Автосборочный завод № 1 в Луцке выпустил и поставил заказчикам в прошлом году 48 «одиночных» троллейбусов «Богдан Т701.17» и 6 сочлененных троллейбусов «Богдан Т901.17». Еще четыре троллейбуса «Богдан Т701.17», согласно заключенному по результатам тендера договору, «Богдан» должен был поставит в Херсон до конца 2018 года, однако не успел и отложил поставку на 2019 год.


Троллейбус "Богдан Т701.17" на улицах Одессы. Этих троллейбусов в 2018 году в Украине выпустили 48 единиц - это самый массовый  троллейбус прошлого года. Фото Александра Вельможко.

На втором месте – Южный машиностроительный завод, который в тендерах представлял «Торговый дом «Литан». Это предприятие поставило в 2018 году в города Украины 33 троллейбуса модели «Днипро Т203» и 8 троллейбусов «Днипро Т103». Хотя на самом деле эти троллейбусы собирают на базе готовых машинокомплектов белорусского производства МАЗ.


Троллейбус "Днипро Т203" в Черновцах на базе кузова "МАЗ203" . Этот троллейбус занял в 2018 году второе место среди выпущенных в Украине. Автор фото - Александр Михайлов.

На третьем месте – Черниговский автозавод корпорации «Эталон» – он в 2018 году произвел и реализовал 12 троллейбусов «Барвинок Т121.10».


Троллейбус "Барвинок" Т121.10 корпорации "Эталон" в Чернигове. Автор фото - art-trans.

Дочернее предприятие концерна «Электрон» ООО СП «Электронтранс» в 2018 году не произвело ни одного троллейбуса, как, в прочем, и в 2017 году – предприятие сосредоточилось в прошлом году в основном на производстве автобусов для Львова и Ужгорода, а также на окончании поставки трамваев в Киев.

Львовский автобусный завод, хотя и заявил о восстановлении производства и обновил сайт, на котором предлагает троллейбусы моделей Е183 и Е301, также не выпустил и не продал в 2018 году ни одного троллейбуса.


Троллейбус "Электрон" Т191.02. В 2017 и 2018 году СП "Электронтранс" не выпустило ни одного троллейбуса. Автор фото - Роман Зарума.

Таким образом, концерн «Богдан» в 2018 году произвел 53,27% всех украинских троллейбусов, «Южный машиностроительный завод» –  38,31%, а ЧАЗ концерна «Эталон» – 8,42% троллейбусов. При этом концерн «Богдан» также является единственным предприятием, которое в 2018 году выпускала сочлененные троллейбусы-«гармошки».

Южному машиностроительному заводу принадлежит лидерство по производству и продаже в Украине троллейбусов с автономным ходом – такие машины в 2018 году покупали в Черновцах, Ровно, Краматорске и Кропивницком. Заметим, что ЮМЗ использует для своих троллейбусов электрооборудование молдавской фирмы «Информбизнес», которая в самом Кишиневе на базе местного троллейбусного депо наладила производство троллейбусов RTEC, в том числе и с автономным ходом. В отличии от ЮМЗ, молдаване используют белорусские кузова не МАЗа, а завода «Белкомунмаш».

Что до Черниговского автозавода корпорации «Эталон», то в 2018 году его троллейбусы «Барвинок» впервые покинули пределы родного города Чернигова – их приобрели в Сумах и Славянске. Для производителя это уже достижение.


 

Цены на украинские троллейбусы в 2018 году

Что до цен на троллейбусы, то самую низкую цену за свои машины в 2018 году предложил «Эталон». Чернигову в октябре 2018 года удалось приобрести «Барвинки» по цене 4,96 млн. за троллейбус. Правда, Сумам еще в марте 2018 года такие же троллейбусы продали по 5,11 млн. грн., а Славянску же первый троллейбус «Барвинок Т121.10» обошелся в 4,245 млн. грн., а второй – 4,873 млн. грн. Отметим, что «Эталон» оперативно и в сроки поставлял свои троллейбусы. Например, для того, чтоб поставить 6 троллейбусов в Чернигов компании потребовалось около двух месяцев – договор был подписан 19 октября, а все троллейбусы прибыли в депо уже 21 декабря.

Свой троллейбус «Богдан Т701.17» в этом году по цене 5,2735 млн. грн. концерн «Богдан» предложил Херсону – в тендере на поставку 4-х троллейбусов он неожиданно обошел «Эталон», установив цену в 21,094 млн. грн. – на 26 тыс. грн. меньше, чем конкурент. Однако эту закупку завод в Луцке не осилил выполнить до конца 2018 года – поставку троллейбусов перенесли на 2019 год даже несмотря на частичную предоплату. В Хмельницкий троллейбусы «Богдан Т701.17» поставлялись по договору, подписанному еще в 2017 году. Цена машины составляла 4,775 млн. грн. за машину. Участвуя в тендере на поставку 4 троллейбусов с автономным ходом в Черновцы «Богдан» «засветил» цену машины с автономным ходом – 7,5 млн. грн. Что до Кременчуга, то поставки троллейбусов в этот город проводились по результатам тендера Европейского банка реконструкции и развития, поэтому информации о стоимости троллейбусов в системе «Прозорро» нет.

Торговый дом «Литан», который поставлял троллейбусы «Днипро Т203» с автономным ходом в Ровно, Черновцы, Краматорск и Кропивницкий в конце 2017 года оценивал машины с автономным ходом для Ровно по 6,45 млн. грн., а для Черновцов в конце января 2018 года такой троллейбус уже стоил 7,46 млн. грн. Троллейбусы с автономным ходом для Днепра также в 2017 году стоили по 6,67 млн. грн. за машину.


 

Закупки троллейбусов городами Украины

Если говорить о городах, которые в 2018 году закупали и получали по более ранним контрактам новые троллейбусы, то больше всего их – 46 штук получила Одесса. Это белорусские троллейбусы БКМ-321, производства завода «Белкомунмаш». Их город приобрел по кредитной программе Европейского банка реконструкции и развития, которую начали реализовывать с 2015 года.


Белорусский троллейбус БКМ-321 на улице Канатной в Одессе. Автор фото Александр Вельможко.

На втором месте по количеству приобретенных троллейбусов – Кременчуг. В 2018 году его троллейбусный парк пополнился 40 новыми троллейбусами, из них – 5 сочлененных машин «Богдан Т901.17». Все машины уже работают в Кременчуге.


Сочлененный троллейбус "Богдан Т901.17" в Кременчуге. Его купили за кредитные средства ЕБРР. Автор фото - ДСЗ.

На третьем месте – Днепр. Троллейбусный парк этого города в 2018 году пополнился 23 новыми троллейбусами – 10 из них это троллейбусы «Днипро Т203» местного производства и 13 – белорусские машины АКСМ 321 белорусского производства с автономным ходом. Поставлял их дилер «БКМ-Украина», цена машины составила 7,2435 млн. грн. по состостоянию на ноябрь 2017 года. Поставки выполнялись уже в 2018 году.

На четвертое место по поставкам троллейбусов вышли Черновцы. Этот город, правда, приобрел всего 4 новых троллейбуса «Днипро Т203», однако кроме этого троллейбусный парк города пополнился 5 сочлененными троллейбусами «Škoda 15Tr» и 4 – «Škoda 14Tr» и 1 «Škoda 21TrACI». Таким образом суммарно город получил в 2018 году 14 троллейбусов.


Троллейбус "Днипро Т203" на улицах Ровно. Автор фото - Павел Логвись.

На пятое место с 10 новыми троллейбусами «Днипро Т203» вышло Ровно – в этом городе новые троллейбусы из Днепра постепенно вытесняют с маршрутов ветеранов «Škoda 9Tr».

Другие города в 2018 году получили менее чем по десятку троллейбусов: Кривой Рог получил 8 троллейбусов «Днипро Т103»; Киев – 6 «одиночных» троллейбусов «Богдан Т701.17» и одну «гармошку» «Богдан Т901.17»; Хмельницкий – семь троллейбусов «Богдан Т701.17»; Чернигов – 6 «Барвинков» Т121.10»; Кропивницкий (в декабре 2018) – 5 троллейбусов «Днипро Т203» с автономным ходом; Краматорск – 4 троллейбуса «Днипро Т203»; Сумы – 4 «Барвинка» Т121.10, а Славянск – еще два «Барвинка».

Два города Украины получали в 2018 году только «бэушные» троллейбусы – в Ивано-Франковск прибыло два троллейбуса «Volvo V7000AT» (в эксплуатацию еще не введены), а в Тернополь – одна «гармошка» «Škoda 15Tr».


Обкатка троллейбуса "Volvo V7000AT" в Ивано-Франковске. Автор фото - Mattis

Итак, суммарно в 2018 году все города Украины получили 179 троллейбусов, из них – 166 новых и только 13 – «бэушные». С одной стороны тенденция сокращения поставок «подержанных» троллейбусов может показаться позитивной – украинские города, мол, отказались от «старья». На самом же деле причина в другом – в 2018 году не было массового вывода старых троллейбусов из эксплуатации в городах Чехии, Словакии и Прибалтики, откуда традиционно завозят «бэушные» троллейбусы. В 2019 году ситуация может измениться, так как в Вильнюсе и Каунасе после поставок новых троллейбусов ожидается выведение из эксплуатации троллейбусов «Škoda 14Tr». То, что покупатель на такую технику в Украине есть, показал тендер в Херсоне – две машины «Škoda 14Tr» местный электротранс приобрел почти по 1 млн. грн. за машину. И это при том, что город купил 4 новых троллейбуса и планирует закупку новых «рогатых» за средства ЕБРР.

Если на рынке коммунальных автобусов в 2018 году уверенно лидировал белорусский производитель автобусов большого и среднего класса, то с троллейбусами ситуация несколько лучше. Троллейбусы, произведенные в Украине (продукция «Богдана» и «Эталона») занимают 36,87% рынка (66 машин из 179). «Рогатые», собранные в Украине на основе импортных комплектующих: продукция ЮМЗ – 22,9%. На новые белорусские троллейбусы приходится 32,27% всех поставок троллейбусов в 2018 году, а на долю «бэушок» – всего 7,26%.

Однако, если говорить об отдельных поставщиках, то белорусский «Белкоммунмаш» таки является лидером по поставкам «рогатых» – его доля рынка 32,27%, на втором месте – «Богдан» с 30,16% рынка, а на третьем – «Торговый дом «Литан» – 22,9%.


 

Планы закупок троллейбусов в 2019 году

В связи с тем, что в 2019 году украинские города получат кредитное финансирование от Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития, Министерство инфраструктуры Украины прогнозирует, что города Украины приобретут как минимум 153 новых троллейбуса по программе «Городской общественный транспорт Украины». Троллейбусный парк Харькова может пополниться на 61 новый «рогатый», в Чернигове планируют закупить 40 новых троллейбусов, в Сумах – 22, в Луцке – 30.

Надо учесть 29 белорусских троллейбуса для Ивано-Франковске – договор о кредитном финансировании с ЕБРР уже подписан, проведен тендер и подписан договор на поставку троллейбусов. Кроме этого руководство города анонсировало продолжение закупок «бэушных» троллейбусов.

Не забудем также про Львов, который весной прошлого года объявил о получении кредита ЕБРР на модернизацию троллейбусного хозяйства на сумму в 17,5 млн. евро. Сам кредитный договор был подписан в средине января 2019 года, хотя тендер на поставку 50 троллейбусов произошел раньше. Его единственным участником стал консорциум концерна «Электрон» и его «дочки» ООО «СП «Электронтранс». С момента оглашения этого факта уже прошло два месяца, однако официальных сообщений о подписании договора на поставку троллейбусов пока нет.

Кроме этого, о разных стадиях переговоров с ЕБРР по поводу закупки троллейбусов за кредитные средства банка находится еще несколько украинских городов – Днепр, Житомир, Николаев и другие. Еще одним способом закупки новых троллейбусов стал лизинг.

Итак, только за средства международных финансовых организаций в 2019 году нас ждет поставка 232 троллейбусов. К ним «доплюсуем» еще 4 троллейбуса, которые должен получить Херсон и 55 «гармошек» по недавнему тендеру для Киева. Вчера еще Сумы объявили тендер на закупку 4 троллейбусов.

comments powered by HyperComments