Мариуполь закупит 72 низкопольных троллейбуса за европейские средства
Мариуполь получит кредит в размере 13 млн евро от Европейского банка реконструкции и развития для закупки 72 низкопольных троллейбуса. Это будет реализовано в рамках Программы финансирования общественного транспорта в Украине, которую одобрил ЕБРР в 2015 году Кроме того, на эту сумму закупят и оборудование с запасными частями для, ремонта, модернизации и обслуживания уже имеющихся в КП "Мариупольское трамвайно-троллейбусное управление" троллейбусов.
Кредит состоит из нескольких частей. Основная - "типовой" кредит ЕБРР на развитие троллейбусного движения в размере 8 миллионов евро. Он дополняется ещё одним кредитом от Фонда чистых технологий на сумму до 2 млн евро и грантом в размере 3 млн евро от Фонда Восточноевропейского партнерства по энергоэффективности и экологии (Е5Р), а также он обеспечивается гарантией города. Именно такая совокупность кредитов и грантов под городские гарантии дает итоговую сумму в 13 миллионов евро.
В этом году Мариуполь объявлял тендер на закупку 20 подержанных трамваев из Европы и в конце прошлого года получил в качестве подарка 8 трамваев из Чехии.
Ранее Кабинет министров утвердил шесть проектов развития муниципального транспорта в 4 городах Украины на общую сумму 89 млн евро, 45 миллионов из которых направлены на обновление поездов харьковского метрополитена, 10 миллионов – на приобретение троллейбусов. Кроме того, в рамках проекта обновят подвижной состав Львова, Сум и Чернигова.
С 2015 года в программах сотрудничества с ЕБРР, начали принимать участие такие города Украины, как Харьков, Ивано-Франковск, Николаев, Сумы, Кременчуг, Киев, Луцк, Львов. Правда, большинство городов начали взаимодействие с ЕБРР после одобрения правительством Украины программы поддержки муниципального электротранспорта за счет кредитных средств Европейского инвестиционного банка и ЕБРР на общую сумму в 400 миллионов евро (или по 8 миллионов евро на каждый город). На эти средства можно закупить от 35 до 50 троллейбусов, в зависимости от их габаритов, вместимости и технических характеристик - что фактически создает прецедент "типовой" кредитной линии на обновление троллейбусного парка.
Первым городом, реализовавшим такой проект стала Одесса. О выделении кредита в размере 8 миллионов евро на покупку троллейбусов одесская мэрия договорилась с ЕБРР еще осенью 2015 года. При этом Одесса стала первым городом Украины, получившим подобный кредит после 2011 года. Закупка была одобрена сессией горсовета летом 2015 года. Победил завод "Белкоммунмаш", который снизил цену и за счет этого должен поставить не 45 троллейбусов, как планировалось, а 47. Все троллейбусы имеют полностью низкий пол, 26 сидячих мест, оборудованы дизель-генератором для возможности автономного хода без использования контактной сети, а также имеют пандус и площадку для колясок. Все машины выкрашены в цвета одесского флага. На каждое сидение нанесена эмблема КП "Одесгорэлектротранс". Кроме того, кондиционеры в кабине водителя установят уже в Одессе. В настоящее время в Одессе уже имеется 17 машин из 47.
Среди других городов дальше всего продвинулись Кременчуг, где уже прошел международный тендер с победой "Богдана" и начаты поставки первых сочлененных и одиночных машин., а также Харьков с более "глобальным" проектом строительства нескольких станций метро. Также в Харькове одобрен горсоветом "троллейбусный" кредит ЕБРР, хотя до объявления тендера дело еще не дошло и остановилось на стадии очередных переговоров местных властей с представителями ЕБРР, В Ивано-Франковске уже проходят тендерные процедуры по кредиту ЕБРР. В других городах процедура получения кредитов застопорилась.