Трамваи в Украине: итоги 2020 года

Александр Вельможко  |  Среда , 30 декабря 2020, 12:34
Разбираемся, что нового, хорошего или плохого происходило с трамваями в Украине в 2020 году. Как работали производители, в какие города закупались вагоны и и так далее. Оставайтесь с нами!
Трамваи в Украине: итоги 2020 года

2020 год стал для трамваев в Украине тяжелым. Производители сильно сократили производство - но и города сократили свои закупки. Пандемия COVID-19 и связанный с ней более чем двухмесячный "простой" предприятий и перевозчиков сыграли свою роль. Также сыграло роль и перенаправление средств муниципальных бюджетов на более важные в данный момент расходы на борьбу с эпидемией.  Но, обо всем по порядку - в видеоблоге.


 

Производство

По сути, в Украине сейчас есть только два полноценных производителя трамваев. Это "Татра-Юг", которая имеет полный цикл производства на базе цехов завода "Южмаш" и собственного конструкторского бюро, и концерн "Электрон", который, правда, закупает значительную часть ключевых комплектующих за рубежом. Есть еще одно действующее уже несколько лет "кузовное" производство трамваев "Политехносервис" и буквально под конец 2020 года появился новый производитель трамваев - корпорация "Эталон".

"Татра-Юг" в 2020 году подготовила к запуску в серийное производство принципиально новую для себя модель трамвая - К1Т306. Это полностью низкопольный трехсекционный трамвай длиной около 30 метров с современным дизайном. Важно, что данный вагон имеет ходовые тележки собственной разработки и электронную систему управления украинского производства - степень его локализации более 95%. Это сейчас очень важно как для развития украинской экономики в целом, так и для независимости производителя от поставщиков в условиях кризиса, локдаунов и нарушений производственных и логистических цепочек. Именно с такими трамваями "Татра-Юг" участвует в международных тендерах на поставку низкопольных трамваев по кредитам Европейского инвестиционного банка в Киев и Одессу, а также, скорее всего, - и на тендерах в румынский город Крайова и другие. Данная линейка трамваев является модульной и может быть изготовлена в разных вариантах компоновки - двухсекционном, трехсекционном шестиосном, трехсекционном восьмиосным и даже более. Тем не менее, за 2020 год "Татра-Юг" не продала городам Украины ни одного вагона, а из ранее заключенного в 2019 году контракта на 10 частично низкопольных трехсекционных вагонов К1М6 городские власти Киева оплатили только один вагон. Также завершается поставка трамваев "Татра-Юг" в Египет - партии из 15 двухсекционных вагонов для Александрии, где оказались очень довольны качеством и комфортом этих трамваев.


Трамвай "Татра-Юг К1Т306"

Концерну "Электрон" в 2020 году в плане трамваев похвастаться нечем. Основные силы завода были сосредоточены на выполнении контрактов на поставку больших партий автобусов и троллейбусов для Львова. За 2019 и 2020 годы завод не передал заказчику в Киеве ни одного нового трамвая - и за последний заказанный Киевом пятисекционный "Электрон" идут судебные тяжбы. Завод не выполняет в сроки поставку вагона, ссылаясь на срыв поставок ключевых узлов из Европы, а КП "Киевпасстранс" не спешит платить за вагон, которого еще нет. Вот здесь и сказывается зависимость "Электрона" от изготовления ходовых тележек их вагонов в Германии, электронной системы управления в Польше. К тому же, по техническим причинам и в результате повреждений после ДТП из 9 трамваев "Электрон" во Львове исправен только один, а в Киеве из 10 вагонов неисправны два. Новых моделей трамваев в 2020 году "Электрон" не представлял - но участвует в международных тендерах того же Европейского инвестиционного банка на закупки трамваев в Одессу и Киев, а также победил в тендере на 10 трамваев для Львова.


Трамвай "Электрон" в Киеве

Предприятие "Политехносервис" из Киева также производит трамваи, но продает их не как готовые вагоны, а как базовые наборы "комплектующих". По сути, это кузова вагонов типа "Vario LF", разработанных в Чехии для производства новых трамваев и модернизации трамваев "Татра", Технически - это корпус вагона "Татра-Т3", но удлиненный на одну оконную секцию и с низким уровнем пола в средней части со ступеньками внутри салона. Второй вариант - это трехсекционный трамвай типа "Кобра", представляющий из себя два корпуса вагонов "Татра-Т3", соединенных между собой дополнительной третьей навесной секцией с низким уровнем пола. Также "Политехносервис" производит для них электронную систему управления, совместимую по характеристикам с чешской системой "Cegelec", которая является самым дорогим компонентом продаваемого компанией "конструктора". Далее уже различные города проводят окончательную сборку вагонов с теми или иными вариантами дизайна передних и задних масок, оформления салонов и электрооборудования - но на капитально восстановленных старых ходовых тележках по типу "Татра-Т3". Все это оформляется по документам как капитальный ремонт с модернизацией старого вагона.


Салон одесского трамвая "Одиссей"

На базе таких "конструкторов" в 2020 году в Одессе собрали один трехсекционный трамвай "Одиссей-Макс", закупленный в 2019 году. А по проведенному в мае 2020 года тендеру закупили еще один трехсекционный и один односекционный вагон. Сборка упомянутого "Макса" очень затянулась из-за коронавирусного кризиса, а закупку еще четырех односекционных корпусов и вовсе отменили.


Трамвай "Одиссей-Макс"

Еще 4 односекционных трамвая с корпусом от "Политехносервиса" и дизайном в стиле одесского "Одиссея" в 2020 году закупили в Запорожье, но тендер на их закупку объявили еще в конце 2019 года. Три из них уже собрали и запустили на линии, четвертый - "доделывают".


Аналог "Одиссея" в Запорожье, фото - Матвей Соколовский

В 2020 году уже можно говорить о четвертом производителе трамваев в Украине - это корпорация "Эталон", известная всем украинцам как "родина" угловатых одноименных маршруток. Их первый трамвай получил обозначение "TR3100" и визуально очень похож на российский трамвай модели 71-623 Усть-Катавского завода. Он имеет длину около 16 метров, низкий уровень пола в средней части, четыре двери: две широкие в низкопольной части и две узкие в начале и конце вагона. Учитывая расположение конструкторского бюро "Эталона" во Львове и тот факт, что еще с 2011 года именно во Львове находится один из трамваев той самой модели "71-623", который и предназначался в качестве опытного образца для организации лицензионного производства в Украине - то становятся понятны российские корни трамвая от "Эталон" в виде общих габаритов, компоновки и особенностей дизайна. По дизайну, кстати, трамвай "Эталон" выглядит упрощенной версией "71-623" - с прямолинейными очертаниями передней маски.


Трамвай "Эталон"


Трамвай "71-623" - тот самый, который испытывали в Николаеве и привезли во Львов, фото - www.transphoto.org, пользователь fanat22

Технической особенностью трамвая "Эталон" является его адаптация под ходовые тележки "Татры-Т3" - за счет чего уровень пола в "высокой" части салона чуть выше, чем в российском оригинале. Данный трамвай будут предлагать украинским заказчикам как в виде полностью готового нового вагона, так и в виде корпуса вагона без тележек для последующей модернизации. Кстати, в первом трамвае этой модели ходовые тележки не новые, а старые, с купленных в Риге трамваев "Татра-Т3".

Также было анонсировано производство трамваев в Харькове на базе производственных мощностей "Харьковского тракторного завода", но пока неизвестны ни сроки начала производства, ни стоимость, ни характеристики будущих вагонов - ничего, кроме визуализации.


 

Закупки и поставки трамваев

В 2020 году три города Украины пытались провести или проводят международные тендеры по закупке современных многосекционных трамваев по кредитам Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развити. 

Одесса еще весной объявила тендер на 14 трехсекционных низкопольных трамваев - на сумму кредита в 20 миллионов евро от ЕИБ плюс софинансирование из городского бюджета. В нем участвовали украинские компании "Татра-Юг" и "Электрон", а также китайская корпорация "CRRC". Но в конце декабря 2020 года этот тендер отменили, официально из-за несоответствия поданных документов требованиям всеми участниками - и пообещали объявить снова в январе-феврале 2021 года.

В Киеве проходит тендер на поставку 20 низкопольных трамваев по кредиту ЕБРР на сумму в почти 25 миллионов евро. Самая дешевая цена среди участников тендера - у компании "Татра-Юг" - по 1,22 миллиона евро, с которой компания и выиграла торги. 

А во Львове еще весной 2020 года определился победитель по тендеру ЕИБ на 10 низкопольных трамваев - им стал завод "Электрон" с ценой в 1,7 миллиона евро за пятисекционный вагон - при отсутствии конкурентов. Но, несмотря на подписанный контракт, изготовление трамваев не начинали. 


Трамвай "Электрон" во Львове

В Киеве во второй половине 2020 года получены три новых польских трамвая "Pesa" - на основе предыдущего контракта еще 2018 года, который до сих пор полностью не выполнен.


Трамвай "Pesa" в Киеве

Также некоторые города Украины "обновились" за счет покупки подержанных трамваев. В Днепр закупили два десятка подержанных вагонов "Татра-Т4" из германского Лейпцига - и к декабрю запустили их на линии. Цена закупки составила чуть более 60 миллионов гривен - или по 3 миллиона на один вагон с учетом переоборудования их ходовых тележек с "европейской" колеи 1435 мм на отечественную колею 1520 мм.


Бывший лейпцигский трамвай "Татра-Т4" в Днепре, фото Андрей Сергиевич

Городские власти Винницы договорились со своим городом-побратимом Цюрихом о бесплатной поставке 70 подержанных трамваев - но первую партию из 35 вагонов привезут аж в 2022 году.


Цюрих, трамвай "Tram2000" из тех, которые будут передавать в Винницу, фото František Vaňásek

Осенью 2020 года в Запорожье доставили последние шесть из 13 закупленных еще в 2018 г. подержанных трамваев "Татра-КТ4" из Берлина, причем местные власти анонсировали и дальнейшую закупку "бэушных" трамваев.


Бывший берлинский трамвай "Татра-КТ4" в Запорожье, фото Максим Наумов

В Каменском планировалась закупка 6 новых и 3 подержанных вагонов, но реально закупили и запустили на линию 5 подержанных вагонов "Татра-Т6А5" из Праги, которые перед этим прошли переделку ходовых тележек в Харькове.


Трамвай "Татра-Т6А5" из Праги в Каменском, фото Сергей Минаев


 

Есть и негативные тенденции в некоторых городах Украины с трамваев. Так, мэрия Житомира планирует вообще закрыть трамвай в городе, где до этого не обновляли подвижной состав и не ремонтировали пути. Теперь же в качестве аргументов "за" ликвидацию озвучиваются как раз изношенность путей и трамваев, а также совершенно ложное утверждение о том, что кроме Житомира и Винницы в Европе вообще не осталось узкоколейных трамваев - тогда как на самом деле трамвай узкой колеи работает в более чем 70 городах Европы. Осенью 2020 года в Мариуполе закрыли одно из двух трамвайных депо - его территорию передали под обслуживание автобусов. Окончательно уничтожен трамвай в оккупированном террористами Луганске - вплоть до демонтажа путей. Мэрия прифронтового города Константиновка, где миниатюрная трамвайная была окончательно закрыта в 2018 году, сейчас обсуждает демонтаж уцелевших путей.


Трамвай в Житомире, фото Даниил Фролов


 

Вкратце итоги 2020 года для трамваев в Украине выглядят так. Два ведущих производителя - "Татра-Юг" и "Электрон" участвовали в тендерах, не продали ни одного нового вагона, но "Татра-Юг" изготовила свой первый полностью низкопольный многосекционный вагон и выиграла тендер в Киеве. Появился  новый производитель - "Эталон", но его первый вагон даже не имеет новых ходовых тележек, так что говорить о полном цикле производства пока что рано. "Политехносервис" смог поставить шесть машинокомплектов - четыре в Запорожье, фактически их изготовили еще до весеннего локдауна, и два в Одессу - их изготовили уже после весеннего локдауна. Другие города закупили чуть более трех десятков подержанных трамваев. 

В цифрах это выглядит так.
"Татра-Юг" - изготовила первый "пилотный" вагон новой модели.
"Эталон" - изготовил первый "пилотный" вагон новой модели.
"Политехносервис" изготовил, как минимум, шесть кузовов вагонов первой комплектности, из них один трехсекционный.
Киев получил 3 новых трамвая "Pesa".
Одесса получила 2 кузова первой комплектности и собрала один трамвай из ранее приобретенного машинокомплекта.
Запорожье получило 4 кузова первой комплектности.
Днепр закупил 20 б/у вагонов.
Запорожье - получено 6 б/у вагонов.
Каменскогое - получено 5 б/у вагонов.

Итого, реально произведено в 2020 году 2 новых трамвая и 6 кузовов первой комплектности. Города получили 3 новых трамвая, 6 кузовов первой комплектности и 31 подержанный вагон.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram, на нашу страницу в Facebook и вступайте в наше сообщество в Viber

comments powered by HyperComments