Как в 2019 году города Украины пополняли свои трамвайные парки

Антон Лягушкин, Дмитрий Янкивский  |  Понедельник , 30 декабря 2019, 09:19
В уходящем году трамвайные хозяйства всей Украины получили с заводов только два новых трамвайных вагона, еще 8 вагонов предприятия электротранспорта построили своими силами, а еще 31 подержанный купили в Европе. Половина из восьми вагонов собственной сборки - в Одессе.
Как в 2019 году города Украины пополняли свои трамвайные парки

В начале текущего года Министерство инфраструктуры Украины информировало, что на протяжении 2019 года три города нашей страны – Киев, Львов и Одесса только за средства Европейского инвестиционного банка в рамках проекта «Городской общественный транспорт в Украине» купят 56 новых трамваев. Лидером по количеству новых трамваев, согласно с сообщением Министерства инфраструктуры, должна была стать Одесса. Наш город должен был закупить 29 новых трамваев. 17 трамвайных вагонов за кредитные средства ЕИБ должен был закупить Киев, а 10 – Львов.


Закупка электротранспорта в 2018 году и планы закупки электротранспорта за средства кредитов ЕИБ в 2019 году. Инфографика Министерства инфраструктуры Украины (январь 2019 года).

Кроме того, в начале 2019 года можно было ожидать, что столица Украины купит за средства городского бюджета 30 новых трамваев. Тендер по закупке 10 частичнонизкопольных сочлененных трамваев завершился еще в конце 2018 года – его победителем стало одесско-днепровское ООО «Татра-Юг», которое оценило поставку 10 своих трехсекционных вагонов К1М6 оценило в 430 миллионов гривен. Кроме того, по состоянию на начало 2019 года проходило еще два тендера – на закупку двух десятков полностью низкопольных вагонов длиной 26 и 30 метров. Еще 12 трамваев в уходящем году планировало закупить Каменское Днепропетровской области.


Польский трамвай «PESA» 71-414К в Киеве. Автор фото - Александр Вельможко.

В реальности в 2019 году столица Украины получила только 2 новых трамвайных вагона – это трамвайный вагон К1М6, который ввели в эксплуатацию еще весной этого года, а также трамвайный вагон «PESA» 71-414К, который КП «Киевпастранс» получил в декабре.

Если говорить о других городах Украины, то они в 2019 году новых вагонов не покупали, а только строили их своими силами, либо закупали «евросекондхенд». На протяжении всего 2019 года было закуплено 29 трамвайных вагонов из Европы и построено силами эксплуатирующих предприятий 8 новых трамвайных вагонов. Также в ряде городов Украины в 2019 году завершился ввод в эксплуатацию «бэушных» трамвайных вагонов, который были закуплены в 2018 году.


 

Одесса

Трамвайный парк «Жемчужины у моря» в этом году пополнился четырьмя новыми трамвайными вагонами, которые собрали силами вагонно-ремонтных мастерских КП «Одесгорэлектротарнс».

Среди них – первый в городе трехсекционный трамвай-гигант K3R-N-Од «Odissey Max» длиной более 30 метров. Кроме него в 2019 году силами Вагонно-ремонтных мастерских КП «Одесгорэлектротранс» было построено три вагона T3 КВП Од «Odissey». На данный момент специалисты КП «Одесгорэлектротранса» работают над сборкой еще двух односекционных трамваев «Odissey» и еще одного трехсекционного вагона «Odissey Max» – кузов для него уже закуплен.


Трехсекционный трамвайный вагон K3R-N-Од «Odissey Max» во время презентации на территории ВРМ КП "ОГЭТ". Сентябрь 2019 г. Автор фото - Александр Вельможко.

Новые трамвайные вагоны в Одессе строят по принципу, который в Чехии называется «бумажная модернизация», а в Украине он именуется «капитально-восстановительный ремонт» с заменой кузова. В результате такого ремонта, фактически, предприятие строит новый трамвайный вагон – от его предшественника остаются только деповский номер и тележки, которые проходят процедуру глубокого капитального ремонта с установкой новых деталей отечественного производства.

Новые кузова и современную транзисторную систему управления тяговым электроприводом для сборки трамвайных вагонов КП «Одесгорэлектротранс» закупает через тендерную процедуру. Победитель тендера – киевская компания «Политехносервис» поставляет в Одессу кузова, построенные на заводе «Будмаш» в Калуше Ивано-Франковской области, а также силовую электронику собственного производства.


Трамвай K3R-N-Од «Odissey Max», вид на секцию с низким уровнем пола. Автор фото - Александр Вельможко.

Все операции по сборке вагона проходят в Вагонно-ремонтных мастерских КП «Одесгорэлектротранс». Построенный таким образом трамвайный вагон T3 КВП Од «Odissey» по своим характеристикам практически не отличается от нового «корытопольного» трамвайного вагона К1М, который производит ООО «Татра-Юг», только вот цена его более чем в два с половиной раза меньше. К примеру, свои высокопольные трамвайные вагоны К1 в этом году ООО «Татра-Юг» предлагало Каменскому по цене в 16,78 миллионов гривен, а производство односекционного «Одиссея» обходится Одессе около 6,5 миллионов гривен.

Что касается трехсекционного трамвайного вагона K3R-N-Од «Odissey Max», то конструктивно он напоминает трехсекционные вагоны «Кобра», которые строили на основе кузов вагонов «Tatra T3» и новой низкопольной секции в Чехии. По аналогичной технологии были построены «Кобры» для Киева и Кривого Рога. Однако, в отличии от чешских и украинских «Кобр», все кузова трех секций трамвая K3R-N-Од новые.


Трамваи K3R-N-Од «Odissey Max» и T3 КВП Од «Odissey» на конечной остановке возле одесского вокзала. Автор фото - Александр Вельможко.

Потребность в производстве многосекционных трамваев для Одессы возникла благодаря тому, что вот уже несколько лет подряд электротранспорт нашего города стает все более популярным среди одесситов и гостей города. В уходящем году, к примеру, статистики зафиксировали такой факт – городской электротранспорт Одессы стал перевозить больше пассажиров, чем все автобусы Одесской области. Чтоб увеличить провозную способность трамвайных маршрутов Одессы на них выпустили сцепки (системы из двух вагонов) «Tatra T3SU», однако тут возникла проблема – модернизированные в 2000-х годах трамваи не имеют возможности работать в системах.

Процесс создания трехсекционного трамвайного вагона «Odissey Max» началась еще в марте текущего года, когда КП «Одесгорэлектротранс» объявило тендерную процедуру закупки двух кузовов для трехсекционных трамваев. Процедура тендера закончилась в мае 2019 года – победителем стала компания «Политехносервис» из Киева, которая выставила цену в 31,99 млн. грн. за два кузова трехсекционных трамваев с тяговым электроприводом.

Сборка трамвая в ВРМ КП "Одесгорэлектротранс". Автор фото - Александр Вельможко.

Первый трехсекционный трамвайный вагон K3R-N-Од «Odissey Max» был готов к средине сентября 2019 года, когда его показали журналистам. Еще два месяца заняли процедуры испытаний и сертификации трамвая. Работу с пассажирами он начал 20 ноября 2019 года.

В планах КП «Одесгорэлектротранс» на 2020 год – сборка еще 10 трамвайных вагонов. На закупку кузовов для них в городском бюджете Одессы предусмотрели 45 миллионов гривен.

Заметим, что кроме постройки новых трамвайных вагонов, в Одессу в этом году из Риги привезли четыре «бэушных» трамвайных вагона. Об этом свидетельствует информация сайта «Городской электротранспорт». Это трамвайный вагон с рижским № 50672, который прибыл в Одессу в апреле текущего года. Еще один вагон, который в Риге имел № 50661, в Одессе получил № 3003. Трамваи выпущены в 1985 году, в 2001 году прошли глубокую модернизацию с установкой тиристорно-импульсной системы управления. На линию для работы с пассажирами они в уходящем году не выходили.

Сборка трамвая в ВРМ КП "Одесгорэлектротранс". Автор фото - Александр Вельможко.

Что касается закупки 29 новых трамваев для Одессы за счет кредита Европейского инвестиционного банка, то такая сделка в уходящем году так и не состоялась. В самом начале сентября заместитель мэра Одессы Павел Вугельман сообщил, что подписан договор о получении кредитных средств от банка, тендер на закупку 20 новых трамваев планировали объявить к концу года, однако пока что это не произошло. Напомним, что за средства кредита Европейского инвестиционного банка планируется закупать новые низкопольные трамваи. В утешение одесситам нужно отметить такой момент – в 2019 году еще не один город Украины не смог приобрести новый транспорт за средства кредита Европейского инвестиционного банка. Ситуацию с реализацией проекта «Городской общественный транспорт в Украине» по состоянию на ноябрь 2019 года детально анализировал «Пассажирский транспорт».


 

Днепр

Трамвайный парк Днепра в этом году пополнился 20 трамвайными вагонами. Это, правда, не новые трамвайные вагоны, а подержанные. Их украинскому городу продал немецкий Лейпциг. Это трамвайные вагоны 1984-86 годов выпуска модели «Tatra T4D», которые прошли глубокую модернизацию с установкой тиристорно-импульсной системы управления тяговым электроприводом в средине 1990-х годов. После модернизации трамвайные вагоны получили индекс модификации «Tatra T4D-M1».

Отправка трамвайных вагонов из Лейпцига в Днепр. Май 2019 года. Автор фото: Tatra-Fan (Лейпциг).

О закупке двух десятков «бэушных» трамвайных вагонов впервые власти Днепра рассказали в конце 2018 года. Чтоб провести прямую закупку трамвайных вагонов у транспортной компании Лейпцига, власти Днепра подписали лизинговый договор с украинским «Укргазбанком». Как сообщил в мае 2019 года вице-мэр Днепра Михаил Лысенко, стоимость одного трамвайного вагона «Tatra T4D-M1» в Лейпциге (без учета доставки и растаможки) составила 25 тысяч евро.

Поставки трамвайных вагонов из Лейпцига в Днепр начались в конце мая 2019 года и закончились в августе. В Днепре трамваи из Германии проходили небольшой ремонт, кроме того в Вагонно-ремонтных мастерских КП «Днепровский электротранспорт» проводилось переоборудование тележек с колеи 1435 мм. на колею 1520 мм. Процесс переоборудования немецких вагонов руководители транспорта Днепра показали местным журналистам.


Трамвай «Tatra T4D-M1» на маршруте в Днепре. Автор фото Игорь С.

На данный момент в эксплуатацию введено 16 трамваев из Лейпцига – часть из них работает в системах по два трамвайных вагона.

Как заявлял в августе уходящего года вице-мэр Днепра Михаил Лысенко, в ближайшие годы город планирует приобрести около 80 трамвайных вагонов. В основном это будут подержанные трамвайные вагоны, однако планируется закупка и новых трамвайных вагонов. Закупку «бэушного» подвижного состава Лысенко объяснил тем, что в городе трамвайная инфраструктура находится далеко не в лучшем состоянии. Потому новые вагоны будут покупать после того, как проведут капитальный ремонт путей на нескольких маршрутах. Мэр Днепра Борис Филатов посещал Чехию, чтоб посмотреть на строительство новых трамваев.


 

Запорожье

Власти города планировали, что трамвайный парк Запорожья в 2019 году пополнится 16 трамваями – 12 «бэушных» трамвайных вагонов планировали приобрести в Европе, а еще четыре – построить силами КП «Запорожэлектротранс» по технологии, аналогичной Одессе.

Если говорить о сборке трамваев T-3UA-3-ЗП, то в этом году КП «Запорожэлектротранс» собрало четыре таких вагона – это вагоны с деповскими номерам 363, 388, 562 и 576. Таким образом, в Запорожье эксплуатируется уже 10 трамвайных вагонов, построенных силами предприятия.


Сборка трамвайных вагонов T-3UA-3-ЗП в ВРМ КП "Запорожэлектротранс". Фото с фейсбук-страницы мэра Запорожья Владимира Буряка.

Победителем тендера на поставку 12 трамваев-«гармошек» стало днепровское ООО «Торговый дом «Литан», которое в 2018 году уже поставило Запорожью дюжину трамвайных вагонов «Tatra KT4DM». Цена одного экс-берлинского трамвая для Запорожья в 2018 году составляла 2,27 млн. грн. с учетом доставки из Германии, растаможки, мелкого ремонта с перекраской в городскую ливрею, а также с переоборудованием тележек с колеи 1435 мм. на колею 1520 мм.

Трамвай «Tatra KT4DM», который ООО "ТД "Литан" поставило в Запорожье в этом году. Автор фото 1173R.

Что касается вагонов, которые должны были быть поставлены в 2019 году, то дюжину вагонов из Берлина «Литан» на тендере оценил в 30,384 млн. грн. т.е. по 2,532 млн. грн. за один трамвайный вагон. Однако, в связи с тем, что Берлин в 2020 году не вывел из эксплуатации трамваи «Tatra KT4DM», «Литан» смог поставить Запорожью лишь одну «гармошку», которая получила деповский № 014. Поставщик пообещал поставить «бэушные» трамваи в Запорожье в 2020 году, однако согласно с изменениями в договоре, которые опубликованы на «Прозорро», были сокращены только объемы поставки, а срок договора продлен не был.


 

Каменское

К сожалению, закупка трамваев для этого города так и не состоялась, хотя 1 октября 2019 года местное КП «Транспорт» объявило в системе публичных закупок «Прозорро» тендер по закупке 12 новых высокопольных трамвайных вагонов, стоимость которых оценили в 201 миллион 600 тысяч гривен. Планировалось, что закупка трамвайных вагонов будет осуществляться за средства государственного бюджета. Высокопольные трамваи Каменское выбрало из-за плохого состояния путевой инфраструктуры в городе. Сразу после объявления тендера у многих возник вопрос – откуда райцентр Днепропетровской области возьмет такую значительную сумму на закупку трамваев?


Трамвай К1 в Каменском. Автор фото - Лионель Шадов.

Ответа на этот вопрос мы так и не узнаем. Фактически, данный тендер определил только цену на «одиночный» высокопольный украинский трамвай К1 производства ООО «Татра-Юг». Это одесско-днепровское предприятие оценило во время электронного аукциона, который состоялся 2 декабря 2019 года, поставку 12 своих трамваев К1 в 201 миллион 360 тысяч гривен. Его конкурент – ООО «Торговый дом «УКВЗ-Украина» выставил цену за дюжину своих вагонов в 201,6 млн. грн.

Проведение тендера было отменено 13 декабря 2019 года, в качестве официальной причины было названо «отсутствие в дальнейшей потребности в закупке товаров, услуги или работ». Скорее всего реальной причиной стало отсутствие средств на закупку трамвайных вагонов.


 

Киев

Как мы уже писали выше, согласно с проведенными тендерами по закупке трамвайных вагонов, столица Украины в этом году должна была получить 30 трамвайных вагонов – 10 трамваев с 70% низкого пола должно было поставить Киеву одесско-днепровское ООО «Татра-Юг», – договор с этой компанией был подписан еще в ноябре 2018 года; 10 вагонов по результатам тендера на поставку 100% низкопольных вагонов длиной 26 метров должна была поставить польская компания «PESA»; а еще 10 низкопольных 30-метровых трамваев – львовское ООО «СНУП «Электронтранс».


Трамвайный вагон К-1М6 в Киеве. Автор фото - Дмитрий Вольский.

Что касается трамвайного вагона К-1М6, ООО «Татра-Юг» еще в конце 2018 года поставило КП «Киевпастранс» первый трамвай-прототип, который до того испытывался в Каменском и Днепре. Вернее, трамвай и так находился в Киеве с 2 мая 2018 года, поскольку проходил в столице испытания. На маршруты Киева трамвай К-1М6, который получил деповский № 511 вышел 3 апреля 2019 года. Он работает в Дарницком трамвайном депо.

С поставкой в Киев трамвайного вагона К-1М6 произошел небольшой скандал – во время визита в Днепр Президента Украины с посещением завода «Южмаш», где находятся производственные мощности ООО «Татра-Юг», главе государства пожаловались, что КП «Киевпастранс» не рассчитался за поставку трамвая. Зеленский позвонил мэру Киева Виталию Кличко, после чего ситуация с оплатой за трамвай была улажена.


Трамвайный вагон "PESA" 71-414К на линии киевского скоростного трамвая на улице Жилянской. Автор фото - Александр Вельможко.

На данный момент Киев получил от ООО «Татра-Юг» только один трамвайный вагон К1М6 из 10 заказаных. Однако, шансы что в столице появится еще 9 таких трамвайных вагонов остаются – 28 декабря 2019 года КП «Киевпастранс» и ООО «Татра-Юг» подписали дополнительное соглашение к договору, который был подписан 19 декабря 2018 года. Это соглашение предусматривает продление срока поставки трамвайных вагонов до декабря 2020 года, а срока действия договора – до 31 декабря 2020 года.

Кроме трамвайного вагона К-1М6 от «Татра-Юг» в самом конце 2019 года КП «Киевпастранс» получило от польского производителя один трамвайный вагон «PESA» 71-414К. Этот вагон прибыл в трамвайное депо имени Тараса Шевченко 20 декабря 2019 года. Он получит деповский номер 798. В отличии от предыдущих вагонов 71-414К, этот вагон может работать по системе многих единиц. Поставка польских трамваев, по видимому, продолжится в 2020 году, поскольку 28 декабря КП «Киевпастранс» продолжило срок действия договора с польским производителем до 31 декабря 2020 года, а срок поставки вагонов – до декабря 2020 года.



Пятисекционный трамвайный вагон "Электрон" в Киеве. Автор фото - Александр Вельможко.

Что касается пятисекционных трамваев «Электрон», то в 2019 году КП «Киевпастранс» не получило ни одного такого трамвайного вагона. Однако шансы на поставку хотя бы нескольких «Электронов» все таки остаются – договор с поставщиком продлили до 20 апреля 2020 года. Однако, в связи с тем, что ООО «СНУП «Электронтранс» выполняет сейчас крупный заказ на 50 троллейбусов для Львова по кредиту ЕБРР, сомнительно, что за менее чем четыре месяца предприятие сможет изготовить 10 трамвайных вагонов.

Нужно заметить, что в этом году в Киеве началась эксплуатация с пассажирами чешских трамвайных вагонов «Tatra T6A5». Однако, эти трамвайные вагоны были введены в эксплуатацию под видом капитально-восстановительного ремонта и модернизации старых киевских вагонов «Tatra T6В5». Руководителей КП «Киевпастранс» тут не смутило даже то, что трамваи Т6А5 более чем на метр короче своих советских собратьев Т6В5.


Трамвай "Tatra T6A5" в Киеве. Автор фото Levis, август 2019 г.

Кроме того, есть информация, что на Киевский завод электротранспорта в 2019 году прибыло 7 трамвайных вагонов из чешского города Острава, где они были проданы на аукционе. Эти вагоны будут использованы, по всей видимости, для проведения «капитального ремонта» на КЗЭТе, т.е. на них подменять старые киевские вагоны «Tatra T3SU».


 

Конотоп

Летом 2018 года все фанаты электротранспорта Украины переживали за будущее Конотопского трамвая, ведь из-за популизма экс-мэра Конотопа Семенихина, трамвайное хозяйство города оказалось на грани экономического краха, трамвайное движение было временно прекращено.


Встреча первого (№103) и последнего (№108) трамваев «Tatra T3A» в Конотопе. Автор фото - Дмитрий Власенко.

К счастью, с осени 2018 года ситуация в КП «Конотопское трамвайное управление» стабилизировалось, трамвайное движение в городе было восстановлено, а в бюджете были заложены средства на обновление трамвайного парка. По понятным причинам в Конотопе решили покупать не новые трамвайные вагоны, а «подержанные», однако прошедшие глубокую модернизацию с установкой современной системы управления тяговым электроприводом.


Трамвай  «Tatra T3A» в Конотопе. Автор фото Дмитрий Власенко

Тендер по закупке 6 подержанных трамвайных вагонов КП «Конотопское трамвайное управление» объявило в феврале 2019 года. Закупку 6 модернизированных трамвайных вагонов предварительно оценили в  14,7 млн. грн. Победителем  тендера на поставку трамвайных вагонов в Конотоп стало днепровское ООО «Торговый дом «Литан», которое предложило городу 6 трамвайных вагонов «Tatra T3A», которые ранее эксплуатировались в Риге, за 14,22 млн. грн., т.е. один трамвай обошелся городу в 2,37 млн. грн.

Первый трамвайный вагон «Tatra T3A» прибыл в Конотоп 11 июля 2019 года, а 17 июля он уже начал работу с пассажирами. В то же день прибыл еще один чешский трамвай.


Последний из 6 трамвайных вагонов «Tatra T3A», полученных Конотопом. Автор фото - Дмитрий Власенко.

Поставка всех 6 трамвайных вагонов «Tatra T3A» в Конотоп завершилась 8 декабря 2019 года – тогда в трамвайное депо прибыло сразу два вагона, которые получили деповские номера 107 и 108. Все чешские трамваи уже введены в эксплуатацию, таким образом сейчас КП «Конотопское трамвайное управление» имеет 16 исправных пассажирских вагонов, в том числе 9 вагонов КТМ-5 (71-605), 6 вагонов «Tatra T3A» и один вагон «Татра-Юг» К1.


 

Львов

Столица Галичины в 2019 году новых трамваев не получала, однако тут завершили введение в эксплуатацию трамвайных вагонов «Tatra KT4DM», которые город закупил в Берлине в 2018 году. Тогда, напомним, за средства кредита Европейского банка реконструкции и развития, ЛКП «Львовэлектротранс» приобрело у транспортной компании Берлина 30 двухсекционных трамваев-«гармошек». Один трамвайный вагон обошелся менее чем в 18 тысяч евро, а с учетом транспортировки, растаможки и замены тележек – в 42 тысячи евро.


Трамвай «Tatra KT4DM» во Львове - он введен в эксплуатацию последним из 30 вагонов из Берлина. Автор фото chs8.vova (Киев).

Если в Запорожье трамвайные вагоны «Tatra KT4DM» с радостью приняты горожанами, то во Львове (по видимому из-за сильного лобби местного производителя электротранспорта концерна «Электрон»), многим горожанам закупка «бэушных» трамваев не понравилась. Кроме того, после прибытия во Львов трамваев из Берлина проявилась новая проблема – платформы, которые построили на трамвайных остановках города, оказались выше, чем уровень первой ступеньки трамваев. Причем не только берлинских, но и тех, которые эксплуатировались во Львове уже больше 40 лет. Однако, по началу на проблему чиновники закрывали глаза. Ребром эта проблема стала после того, как оказалось, что современные поворотно-раздвижные двери берлинских трамваев не могут открыться на остановках с высокими платформами.

Хотя последний из 30 берлинских трамваев в деповским номером 1217 введен в эксплуатацию во Львове еще 14 июня 2019 года, проблема с платформами на остановках так и не решена. Поэтому все вагоны из Берлина сконцентрированы только на двух маршрутах - №3 и № 6. Причем трамваи маршрута № 6 так и не начали курсировать к Главному вокзалу.


 

Мариуполь

В Мариуполе до сих пор не введены в эксплуатацию 13 трамвайных вагонов, которые город получил из Праги. Причина – КП «Мариупольское трамвайно-троллейбусное управление» своими силами не может провести переоборудование тележек пражских вагонов с колеи 1435 на колею 1520 мм. Часть этих вагонов стоит на тележках от списанных трамвайных вагонов КТМ-5. Они ожидают завершения переоборудования тележек в ВРМ КП «Днепровский электротранспорт».

comments powered by HyperComments