Как в прошлом году обновлялись троллейбусные парки Украины
В прошлом году электротранспортные хозяйства Украины (за исключением оккупированных территорий Крыма и Донбасса) пополнились 196 в общей сложности троллейбусами. В основном это были новые троллейбусы, которые официально произведены в Украине – 144 машины или 73,5% от общего количества поставленных в Украину троллейбусов. Поставки новых троллейбусов иностранного производства в Украину в 2019 году составили 29 машин – это были троллейбусы БКМ 321 для Ивано-Франковска (17,8% от всего объема поставок). «Бэушных» троллейбусов иностранного производства в 2019 году в Украине купили 23 машины (11,7%), причем «чешской классики» (троллейбусы «Skoda») предприятия электротранспорта Украины купили всего 4 машины.
Подержанные троллейбусы в прошлом году приобрели Запорожье, Ивано-Франковск, Тернополь, Херсон и Черновцы. Благодаря закупке «бэушных» троллейбусов, в Украине в 2019 году появился электротранспорт трех новых моделей: это сочлененные троллейбусы «Van Hool AG 300T», которые приобрело Запорожье, «гармошки» «Volvo V 7000 AT» в Ивано-Франковске и швейцарские сочлененные троллейбусы «Hess SwissTrolley 2» (BGT-N2) в Черновцах. Чешскую «классику» в этом году приобрели только Херсон и Тернополь – по две «одиночные» машины «Skoda 14Tr» и две «гармошки» «Skoda 15Tr» соответственно.
Доставка в Черновцы швейцарского троллейбуса «Hess SwissTrolley 2». Автор фото - лександр Михайлов (Черновцы)
Большинство из 196 закупленных в 2019 году троллейбусов составляли «одиночные» 12-метровые машины (их было куплено 162 машины или 82,6%). Что касается сочлененных троллейбусов, то новые машины этого типа в 2019 году закупал только Киев. В начале прошлого года КП «Киевпастранс» заключило договор с ДП «Автосборочный завод №1» АО «АК «Богдан Моторс» на поставку 55 сочлененных троллейбусов «Богдан» Т901.17. Однако, в реальности город получил только 13 таких машин (на большее количество, по-видимому, не хватило средств).
Все остальные «гармошки» были «бэушными»: 10 троллейбусов «Hess SwissTrolley 2», которые ранее эксплуатировались в швейцарском городе Биль, по лизинговой схеме приобрели Черновцы; 4 троллейбуса «Van Hool AG 300T» приобрело Запорожье; еще 5 «гармошек» в этом году поступило в Ивано-Франковск: это 2 «гармошки» «Gräf & Stift» NGT204 M16 из австрийского Зальцбурга и 3 двухсекционных троллейбуса «Volvo V 7000 AT» из Линца (они еще не введены в эксплуатацию); два троллейбуса «Skoda 15Tr» приобрел Тернополь.
Доставка троллейбуса «Skoda 15Tr» в Тернополь. Декабрь 2019 г. Автор фото - Виктор Мадри (Тернополь).
Таким образом, все троллейбусные хозяйства Украины получили за 2019 год всего 34 сочлененных троллейбуса, т.е. 17,3% от всех приобретенных в прошлом году троллейбусов. Отметим, что половина «гармошек», купленных в 2019 году, попала в города с населением до 300 тысяч жителей – Ивано-Франковск, Тернополь и Черновцы.
Производители и поставщики троллейбусов
Что касается производителей и поставщиков троллейбусов, то в 2019 год был наиболее удачным для ДП «Автосборочный завод №1» АО «АК «Богдан Моторс», который в 2019 году произвел и реализовал 70 троллейбусов (35,7% всех поставок троллейбусов в 2019 году). География поставок троллейбусов «Богдан» в 2019 году включает пять городов Украины, поэтому он на втором месте после ООО «Торговый дом «Литан». Самое большое количество троллейбусов – 39 машин «Богдан» Т701.17 поступило в Харьков, эти машины куплены за средства кредита ЕБРР. На втором месте Киев, который заказал на автозаводе в Луцке 55 троллейбусов «Богдан» Т901.17, однако выкупил только 13 «гармошек». Троллейбусы покупались за средства бюджета города. На третьем месте – Хмельницкий, который по лизиговой схеме закупил 10 троллейбусов «Богдан» Т701.17. По четыре троллейбуса «Богдан» Т701.17 в 2019 году получили Сумы и Херсон, причем в Херсоне это были поставки по договору еще 2018 года. Оба города покупали электротранспорт за средства бюджета.
Обкатка троллейбуса «Богдан» Т701.17 для города Хмельницкого в Луцке. Автор фото - Андрей Сасюк (Луцк)
На второе место среди поставщиков по количеству проданных в 2019 году новых троллейбусов вышло ООО «Торговый дом «Литан», которое заняло в прошедшем году первое место по географии поставок – его троллейбусы поехали в девять городов Украины. Показатель компании 44 машины, 22,4% от всех проданных в Украине в прошлом году троллейбусов. Компания ООО «Торговый дом «Литан», напомним, реализует троллейбусы «Днипро», сборка которых производиться на Южном машиностроительном заводе имени Макарова. Эти машины можно только условно назвать украинскими, поскольку при сборке используются кузова Минского автозавода и электроника молдавской компании «Информбизнес». Если раньше у «Литана» троллейбусы закупали в основном за средства бюджета и на условиях лизинга, то в 2019 году компания одержала победу в двух тендерах ЕБРР – для Днепра и Кривого Рога. Этим городам суммарно «Литан» должен поставить 87 троллейбусов. В 2019 году Днепр получил 16 машин, а Кривой Рог – 4. По схемам финансового лизинга у «Литана» в 2019 году троллейбусы приобрели Запорожье и Краматорск (по 5 троллейбусов «Днипро» Т203), Кропивницкий (6 машин «Днипро» Т203) и Черновцы (4 троллейбуса «Днипро» Т203). Еще четыре троллейбуса у «Литана» купили за бюджетные средства – один троллейбус «Днипро» Т103 отправился в Белую Церковь, его более современный собрат «Днипро» Т203 в Бахмут, а еще 2 троллейбуса «Днипро» Т203 – в Ровно. Отметим, что троллейбусы «Днипро» Т203 для Ровно стали самыми дешевыми новыми троллейбусами, проданными в Украине в 2019 году – по результатам тендера в «Прозорро» они обошлись КП «Ровноэлектроавтотранс» в 9 миллионов 611 тысяч 400 гривен, т.е. цена одного троллейбуса – 4 миллиона 805 тысяч 700 гривен.
Один из первых троллейбусов «Днипро» Т203, доставленный ООО «Литан» в Кривой Рог. Декабрь 2019. Фото - пресс-служба Криворожского горсовета
Третье место (по количеству поставленных в 2019 году троллейбусов) занимает белорусский «Белкомунмаш». Это предприятие поставило 29 троллейбусов БКМ 321 в Ивано-Франковск. В прошлом году это была единственная поставка в Украину белорусских троллейбусов. Таким образом, в 2019 году «Белкомунмашу» принадлежало 14,8% рынка троллейбусов Украины. В другие города Украины «Белкомунмаш» в 2019 году троллейбусы не поставлял, однако на протяжении прошлого года выиграл три тендера на поставки троллейбусов за средства кредитов ЕБРР в Днепр, Житомир и Мариуполь.
Руководители КП «Электроавтотранс»: директор - Виталий Голутяк и главный инженер Василий Бойчук осматривают первый троллейбус БКМ 321, прибывший в Ивано-Франковск. Автор фото - Вадим Галюк
Четвертое место с 20 поставленными троллейбусами заняло ООО «СНУП «Электронтранс» (10,2% рынка) – дочерняя структура львовского концерна «Электрон». Это предприятие с 2016 года троллейбусов не производило, сконцентрировавшись на производстве автобусов для Львова и Ужгорода. «Электронтранс» вернулся на рынок троллейбусов благодаря тому, что в конце 2018 года выиграл тендер на поставку 50 троллейбусов для родного города. По состоянию на конец 2019 года «Электронтранс» уже передал ЛКП «Львовэлектротранс» 20 троллейбусов, 10 из них введено в эксплуатацию.
Новые троллейбусы «Электрон» в троллейбусном депо Львова. Источник фото - страница «Львівський тролейбус» в «Фейсбуке». Автор фото - Юрий Скишляк.
Пятое место – у Черниговского автозавода, который входит в состав корпорации «Эталон» – это предприятие произвело 6 троллейбусов для родного города (3,06%). Кроме этого компания победила в тендере на поставку 3 троллейбусов для Черкасс, однако этот тендер был отменен.
На шестом месте по количеству выпущенных троллейбусов вышло КП «Винницкая транспортная компания», которая на протяжении 2019 года силами троллейбусного депо собрала четыре троллейбуса «PTS-12 «VinLine» на основе кузовов белорусского производства МАЗ 203 и украинской силовой электроники производства компании «Политехносервис». КП «ВТК» по результатам 2019 года принадлежит 2,04% украинского рынка троллейбусов.
Источники финансирования
Если говорить о источниках финансирования при закупке троллейбусов, то в 2019 году самое большое количество машин – 108 троллейбусов, было закуплено за средства кредитов Европейского банка реконструкции и развития. Таким образом, за средства международных финансовых организаций было куплено 55,1% всех троллейбусов, купленных в Украине. Заметим, что в начале 2019 года Министерство инфраструктуры Украины анонсировало, что в прошлом году как минимум 153 новых троллейбуса будут приобретены за средства еще одного международного «донора» – Европейского инвестиционного банка. Хотя в 2019 году стартовал ряд тендерных процедур по закупке троллейбусов за средства ЕИБ, ни один из тендеров не завершился поставкой техники. Ближе всего к закупке 30 троллейбусов за средства ЕИБ приблизился Луцк.
Троллейбус «Skoda 14Tr» в Херсоне. Источник фото - КП «Херсонэлектротранс»
На условиях финансового лизинга в 2019 году было куплено 34 новых и 10 «бэушных» троллейбусов (22,45% всего рынка). Также 44 троллейбуса (новые и б/у) были куплены или собраны за бюджетные средства.
Ниже мы проанализируем наиболее крупные и знаковые поставки троллейбусов в украинские города в 2019 году.
Харьков
Ожидалось, что в 2019 году электротранспортные предприятия Харькова могут подписать договора на поставку 118 троллейбусов за средства Европейского банка реконструкции и развития и Европейского инвестиционного банка. За средства ЕБРР троллейбусы должно было приобрести КП «Троллейбусное депо №2», которое провело международный тендер по правилам Европейского банка реконструкции и развития в котором победил украинский производитель – ДП «Автосборочный завод №1» АО «АК «Богдан Моторс». В феврале 2019 года между КП «Троллейбусное депо №2» из Харькова и автосборочным заводом был подписан контракт на поставку 57 новых троллейбусов «Богдан» Т701.17, а также сопутствующих услуг, комплектующих и запчастей на сумму в 11,5 млн. евро (около 202 тыс. евро за троллейбус).
Первые два троллейбуса «Богдан» Т701.17, прибывшие в Харьков. Источник фото - пресс-служба Харьковского городского совета
Другой международный тендер по закупке троллейбусов за средства ЕИБ в рамках проекта «Городской общественный транспорт в Украине» проводило КП «Троллейбусное депо №3». Он предусматривал закупку не только «одиночных», но и сочлененных троллейбусов. Этот тендер закончился безрезультатно – по данным отчета о выполнении проекта «Городской общественный транспорт в Украине», ни один поставщик не подал заявки для участия в этом тендере.
На конец декабря 2019 года КП «Троллейбусное депо №2» из Харькова уже получило 39 новых троллейбусов «Богдан» Т701.17.
Киев
В начале прошлого года ожидалось, что троллейбусный парк Киева на протяжении 2019 пополнится 80 новыми троллейбусами – именно такая цифра значилась в объявлении о проведении тендера в системе публичных закупок «Прозорро», которое было опубликовано 16 октября 2018 года. Поставка троллейбусов, согласно с тендерной документацией, была разделена на два лота – 25 низкопольных 12-метровых «одиночных» троллейбусов и 55 «гармошек» длиной 18 метров.
Электронные аукционы, который должны были определить поставщиков электротранспорта в столицу Украины, должны были состоятся 26 декабря 2018 года, однако их отложили из-за жалоб ООО «Эталон-лизинг» и ООО «БКМ-Украина» в Антимонопольный комитет Украины – тендерный комитет КП «Киевпастранс» «отшил» этих поставщиков.
Последний из поставленных в Киев троллейбус «Богдан» Т901.17. Автор - Александр Тарасов.
Хотя АМКУ принял решение в пользу «Эталон-Лизинга», тендерный комитет КП «Киевпастранс» снова «отшил» этого поставщика, решив вообще не покупать «одиночные» троллейбусы и 21 января отменил проведение торгов по лоту на 25 троллейбусов.
Победа в электронном аукционе по второму лоту (55 «гармошек») досталась ДП «Автосборочный завод №1» АО «АК «Богдан Моторс» – согласно с подписанным договором КП «Киевпастранс» должно было заплатить за эти троллейбусы 603,9 млн. грн., т.е. по 10,98 млн. грн. за один троллейбус.
В полном объеме договор на поставку в Киев 55 троллейбусов «Богдан» Т901.17 в 2019 году так и не был выполнен – в столицу до августа 2019 года было поставлено только 13 «гармошек». По всей видимости поставки прекратились из-за того, что у КП «Киевпастранс» не было средств на покупку техники. На данный момент в системе «Прозорро» появилась информация о том, что срок договора на поставку троллейбусов продлен.
Ивано-Франковск
В прошлом году Ивано-Франковск получит 29 новых троллейбусов БКМ 321. Эти троллейбусы были приобретены за средства кредита Европейского банка реконструкции и развития и гранта Фонда чистых технологий. Контракт между КП «Электроавтотранс» и холдингом «Белкомунмаш» был подписан еще летом 2018 года. 29 новых троллейбусов с аварийным автономным ходом от аккумуляторов обошлись Ивано-Франковску в 5,5 миллионов евро (около 190 тысяч евро за одну машину). Эти троллейбусы несколько дороже, чем БКМ 321, которые за средства кредита ЕБРР покупала Одесса. Тут есть несколько причин. Во-первых, часть каркаса кузова троллейбусов для Ивано-Франковска изготовлена из низколегированной нержавеющей стали. Во-вторых, машины для областного центра Прикарпатья имеют украинские тяговые двигатели харьковского производства. Третий фактор – партия троллейбусов для Ивано-Франковска меньше, чем для Одессы. Кроме того, часть «рогатых» для Ивано-Франковска оборудована кондиционерами салона, а не только кабины водителя.
Ивано-Франковский троллейбус БКМ 321 на конечной остановке пригородной линии АО "Барва" в селе Ямница. Автор фото - Вадим Галюк (Ивано-Франковск).
Поставка новых белорусских троллейбусов в Ивано-Франковск началась в августе 2019 года. Первый троллейбус БКМ 321 в областном центре Прикарпатья торжественно презентовали горожанам на центральной площади накануне Дня Независимости Украины. На данный момент уже получены все 29 троллейбусов (последняя партия поступила 2 декабря 2019 года) – 17 из них уже вышли на маршруты Ивано-Франковска.
Кроме 29 новых троллейбусов, Ивано-Франковск также приобрел пять «бэушных» гармошек из городов Австрии. Это два троллейбуса «Gräf & Stift» NGT204 M16 из Зальцбурга и 3 двухсекционных троллейбуса «Volvo V 7000 AT» из Линца (пока в эксплуатацию не введены).
Троллейбусы «Gräf & Stift» NGT204 M16 из Зальцбурга в троллейбусном депо Ивано-Франковска. Автор фото - Вадим Галюк
Заметим, что на данный момент троллейбусный парк Ивано-Франковска с населением менее 250 тысяч жителей составляет 80 единиц. Возможно в 2020 году он несколько сократится из-за списания самых старых и изношенных троллейбусов «Škoda».
Львов
Львов проводил тендерные процедуры по закупке новых троллейбусов за средства кредита Европейского банка реконструкции и развития практически одновременно с Харьковом. Тендерные процедуры закупки троллейбусов проводились осенью 2018 года. Единственным участником, который подал заявку на участие в тендере, который проводило ЛКП «Львовэлектротранс», стал консорциум из концерна «Электрон» и его же «дочери» ООО «СНУП «Электронтранс». Сообщалось, что еще несколько поставщиков купило комплект тендерной документации, однако заявки на участие в тендере эти поставщики не подавали.
Новые троллейбусы "Электрон" в троллейбусном депо Львова. Автор фото - Юрий Скишляк.
Договор на поставку 50 троллейбусов «Электрон» Т191.02, сопутствующих услуг, запасных частей, материалов и оборудования был подписан в феврале 2019 года. Эти машины обошлись ЛКП «Львовэлектротранс» в почти 11 млн. евро, т.е. стоимость одного троллейбуса составила около 220 тысяч евро. Заметим, что троллейбусы «Электрон» традиционно являются самыми дорогими в Украине. По заявлению производителя, каркас троллейбуса изготовляется из низколегированной нержавеющей стали, а обшивка – из алюмокомпозита и стеклопластика, таким образом кузов не подвергается коррозии. Кроме этого «Электрон» использует польскую силовую электронику компании «Эника».
Изначально планировалось, что все 50 троллейбусов будут поставлены на протяжении 44 недель с момента получения аванса, однако поставки затянулись из-за того, что городские власти никак не могли определится с «ливреей» новых троллейбусов. В результате первая партия троллейбусов «Электрон» была поставлена в троллейбусное депо Львова в начале ноября 2019 года. Первые 10 машин выехали на маршруты в средине декабря. Еще 10 машин поставлено в троллейбусное депо и получила деповские номера, однако на маршруты эти троллейбусы пока не выезжали. В «Львовэлектротрансе» говорят, что все 50 новых троллейбусов планируют получить до марта 2020 года.
Днепр и Кривой Рог
Оба эти города принадлежат к одной области. Схожесть их в том, что в 2019 году они приобретали новые троллейбусы за средства кредитов ЕБРР. Днепр провел международный тендер по двум лотам – на 32 троллейбуса с малым автономным ходом и на 12 троллейбусов с большим автономным ходом. Победителем тендера по первому лоту стало местное ООО «Торговый дом «Литан», которое поставит городу 33 троллейбуса «Днипро» Т203 (за предусмотренные бюджетом закупки средства удалось купить на один троллейбус больше). Победу в тендере по второму лоту присудили «Белкомунмашу», который в 2020 году должен поставить в Днепр 12 троллейбусов БКМ 321 с большим автономным ходом от батареи суперконденсаторов (ионисторов). В 2020 году «Литан» поставил в Днепр 16 троллейбусов «Днипро» Т203. Если изначально Днепр покупал белые троллейбусы, то теперь чиновники решили сменить «ливрею» троллейбусов на лазурную.
Троллейбус "Днипро" Т203 в лазурной ливрее. Автор фото - Артем Агеев.
Кривой Рог также провел международный тендер по закупке троллейбусов за средства кредита ЕБРР. Победителем достаточно прогнозировано стало ООО «Торговый дом «Литан». Благодаря достаточно низкой цене, которая была выставлена этим производителем, город смог приобрести не 50, а 54 новых троллейбуса. На данный момент Кривой Рог уже получил 4 новых троллейбуса от «Литана».
Как мы уже отмечали выше, крупные контракты на поставки троллейбусов в Кривой Рог и Днепр открывают «Литану» весьма широкие перспективы успешного участия в новых тендерах по закупке троллейбусов за средства международных «доноров».
Черновцы
Областной центр Буковины с населением менее 270 тысяч жителей в 2019 году стал одним из лидеров по закупке троллейбусов. Этот город в 2019 году приобрел 14 троллейбусов. Все они были приобретены с помощью процедуры финансового лизинга. Четыре троллейбуса «Днипро» Т203 были поставлены ООО «Торговый дом «Литан». Эти машины имеют функцию автономного хода и закуплены специально для расширения троллейбусной сети без строительства новых контактных сетей. Еще 10 троллейбусов – это двухсекционные троллейбусы «Hess SwissTrolley 2», которые до того в Украине никогда не эксплуатировались. Эти троллейбусы ранее хотел приобрести Луцк, однако тендеры по их закупке в 2018 году оказались безрезультатными. Использовав лизинговую процедуру КП «Черновицкое троллейбусное управление» обошлось без проведения тендера.
Троллейбус "Днипро" Т203 едет на автономном ходу. Автор фото Олександр Михайлов (Черновцы).
Троллейбусы «Hess SwissTrolley 2», хотя и выпущены еще в 1997-98 годах по многим техническим параметрам и сейчас могут дать фору украинским троллейбусам. Швейцарские машины имеют асинхронный привод и функцию автономного хода от дизельного генератора. Однако, из-за сложного рельефа Черновцов автономный ход может использоваться только как аварийный.
Хмельницкий
Областной центр Подолья в этом году получил 10 новых троллейбусов «Богдан» Т701.17. Новый электротранспорт был приобретен по схеме финансового лизинга. Изначально предполагалось, что город приобретет у концерна «Богдан Моторс» на условиях лизинга 20 единиц нового транспорта – 10 троллейбусов и 10 автобусов «Богдан» А701.32. Общая стоимость транспорта, согласно с договором, должна была составлять около 100 миллионов гривен.
Презентация новых троллейбусов "Богдан" Т701.17 в Хмельницком. Источник фото - пресс-служба Хмельницкого городского совета.
Поставка троллейбусов была осуществлена двумя партиями – первые 5 машин прибыли в город в августе, а еще 5 – осенью минувшего года. На закупку автобусов, очевидно, городу не хватило средств.
Запорожье
Запорожье в 2019 году планировало закупить 14 троллейбусов, однако по факту на конец года было получено только 9 машин.
«Бэушные» сочлененные троллейбусы «Van Hool AG 300T» были закуплены за бюджетные средства на основе процедуры тендера в системе публичных закупок «Прозорро». Согласно с подписанным между КП «Запорожэлектротранс» и ООО «Дуотранс» договором, стоимость поставки этих троллейбусов составила 18,468 млн. грн. или 2,052 млн. грн. за один троллейбус. Троллейбусы «Van Hool AG 300T» – новая модель троллейбуса для Украины. Это двухсекционные трехдверные троллейбусы с автономным ходом от дизельного генератора. Ранее они эксплуатировались в нидерландском городе Арнеме. Выпущены троллейбусы во второй половине 1990-х годов.
Обкатка сочлененного троллейбуса «Van Hool AG 300T» в Запорожье. Автор фото - Владимир Буряк.
Кроме «бэушных» гармошек, КП «Запорожэлектротранс» используя финансовый лизинг, приобрело у ООО «Торговый дом «Литан» пять троллейбусов «Днипро» Т203 с автономным ходом. Эти машины позволили возродить троллейбусный маршрут на остров Хортица. Они прибыли в город в конце лета.
«Гармошки» начали поступать в Запорожье осенью. На данный момент уже получено и введено в эксплуатацию четыре троллейбуса «Van Hool AG 300T», еще пять будут поставлены в 2020 году.
Чернигов
В 2019 году, согласно с планами Министерства инфраструктуры Украины, Чернигов мог подписать контракт на поставку 40 новых троллейбусов. Эта закупка должна была быть проведена за средства кредита Европейского инвестиционного банка в рамках проекта «Городской общественный транспорт Украины». В рамках этой закупки уже была запущена тендерная процедура, в которой впервые в Украине был реализован приоритет для национального производителя. Если локализация производства троллейбуса в Украине составляет не менее 30%, то отечественный производитель получает преференцию при сравнении ценовых предложений – при расчете тендерных балов цену импортного троллейбуса примут на 15% выше, чем заявлена. На закупку троллейбусов ЕИБ выдел Чернигову 6 млн. евро кредитных средств. Однако, объявленный в конце июня 2019 года международный тендер оказался безрезультативным.
Новый троллейбус "Барвинок" в троллейбусном депо Чернигова. Автор фото - Никита Викторов (КП "ЧТУ").
Параллельно с закупкой троллейбусов за средства ЕИБ, Чернигов закупил на тендере в системе «Прозорро» 6 новых троллейбусов. Победителем тендера стало ООО «Эталон-лизинг», которое является дилером местного Черниговского автозавода. Цена троллейбусов «Барвинок» Т121 для Чернигова оказалась одной из наиболее низких в 2019 году – 4 миллиона 955 тысяч гривен за один троллейбус. Все троллейбусы от «Эталона» Чернигов получил достаточно оперативно – они были получены еще летом 2019 года. Сейчас в Чернигове уже работает 29 троллейбусов местного производства.
Заметим, что концерн «Эталон», в состав которого входит Черниговский автозавод, в 2019 году провел значительные работы по усовершенствованию троллейбусов «Барвинок». Как руководство завода сообщило на пресс-конференции по итогам 2019 года, разработаны две новые модификации троллейбуса – одна с молдавской электроникой компании «Информбизнес», а другая – с автономным ходом до 20 километров.
Кропивницкий
Кропивницкий в 2019 году продолжил практику закупки нового электротранспорта в лизинг. Как и в 2018 году, новые троллейбусы в город поставляло ООО «Торговый дом «Литан». Кропивницкий в прошлом году получил 6 новых троллейбусов «Днипро» Т203 с большим автономным ходом. Это позволило местному коммунальному перевозчику открыть новый троллейбусный маршрут № 7, который на части трассы движется на автономном ходу без питания от контактной сети.
Новые троллейбусы в депо Кропивницкого. Автор фото Vitaliy L.
В 2020 году возможно расширение сети троллейбусных маршрутов на автономном ходу. Это случится в том случае, если местное КП «Электротранс» сможет закупить специальные зарядные станции.
Винница
Этот город мы упоминаем не потому, что он закупил значительное количество троллейбусов, а потому, что он открыл новый тренд – сборку троллейбусов силами эксплуатирующего предприятия. Заметим, что «Винницкая транспортная компания», как и КП «Одесгорэлектротранс» и КП «Запорожэлектротранс» ранее освоили сборку собственными силами новых трамваев под видом капитально-восстановительного ремонта с заменой кузова. Таким образом в Виннице были построены трамваи «Винвей».
Третий троллейбус PTS-12 «VinLine» во время обкатки в Виннице.
В этом году к трамваям «Винвей» добавились и троллейбусы «Винлайн», построенные в троллейбусном депо КП «ВТК». Эти троллейбусы строятся на основе кузовов МАЗ 203, электрооборудования украинской компании «Политехносервис» и тяговых электродвигателей харьковского производства. По словам руководителя КП «ВТК» Николая Луценка, собранный силами депо троллейбус с автономным ходом, обходится дешевле, чем серийный – около 5 миллионов гривен.
Одесса
Что касается Одессы, то в наш город в 2019 году новые троллейбусы не поступали. В прошлом году был наконец введен в эксплуатацию электробус с динамической зарядкой (троллейбус с автономным ходом), который был построен силами КП «Одесгорэлектротранс» на основе троллейбуса «Skoda 21Tr». Заметим, что длительный срок ввода в эксплуатацию одесского троллейбуса с автономным ходом был связан не с техническими, а с бюрократическими проблемами.
Первый одесский электробус с динамической подзарядкой, построенный на базе чешского троллейбуса «Skoda 21Tr». Автор фото - Александр Вельможко.
Кроме этого в КП «Одесгорэлектротранс» продолжали капитально восстанавливать старые троллейбусы, в том числе и машины ЗиУ-682.
Заключение
Прошлый год, как по объему закупок троллейбусов, так и по их производству, был более удачным, чем 2018. К примеру, за 2018 год в Украине было произведено 107 троллейбусов, а в 2019 – уже 144. Два производителя – «Богдан Моторс» и «Южмаш» в 2019 году показали прирост производства – завод в Луцке выпустил 70 троллейбусов против 54 в 2018 году, а завод в Днепре – 44 троллейбуса против 33 в позапрошлом году. Еще один производитель – ООО «Электронтранс» возобновило производство троллейбусов. А вот «Эталону» у 2019 году удалось продать только 6 троллейбусов против 12 в прошлом году.
При закупках троллейбусов в 2019 году наиболее активно использовался механизм кредитного финансирования от ЕБРР. Что же касается второго «донора» – Европейского инвестиционного банка, то, к сожалению, за средства его кредитов в 2019 году не было закуплено ни одной единицы электротранспорта, хотя проект «Городской общественный транспорт в Украине» стартовал еще в конце 2016 года. Очевидная причина тут – весьма сложная и забюрократизированная подготовительная и тендерная процедура ЕИБ.
Нужно отметить, что в 2019 году в Украину было ввезено всего 29 единиц белорусского электротранспорта. Однако реально это «затишье перед боем», ведь в 2020 году «Белкомунмаш» начнет выполнение трех уже подписанных договоров о поставках 133 троллейбусов в Украину. Самый крупный контракт на сумму более 15 млн. евро подписан между «Белкомунмашем» и КП «Мариупольское троллейбусное управление». Он предусматривает поставку 72 троллейбусов за средства кредита ЕБРР. Еще один контракт на поставку 49 троллейбусов «Белкомунмаш» подписал с КП «Житомирское троллейбусное управление», эти машины обойдутся городу в 9,5 млн. евро, которые также дает в кредит ЕБРР. Еще 12 троллейбусов БКМ 321 с автономных ходом от ионисторов должен получить от белорусского производителя Днепр.
Что касается украинских производителей, то на данный момент единственный новый «твердый» контракт на поставки троллейбусов за средства кредита ЕБРР подписал концерн «Богдан Моторс» с КП «Полтаваэлектроавтотранс». Контракт предусматривает поставку 40 новых троллейбусов «Богдан» Т701.17, его стоимость – 8 млн. евро. Поставки по продленному контракту на 55 троллейбусов для Киева будут зависеть от бюджета Киева и собственно бюджета КП «Киевпастранс».
Результаты обновления троллейбусного парка Украины в 2019 году в целом можно считать достаточно-таки приемлимыми – как показал «Пассажирский транспорт», по состоянию на август 2019 года на балансе всех предприятий городского электротранспорта Украины (без учета оккупированных территорий Крыма и Донбасса) было 2869 троллейбусов. В 2019 году было куплено 196 троллейбусов, т.е. обновлено 6,8% всего парка. При таких темпах закупок троллейбусов, весь наличный на август 2019 парк троллейбусов в Украине можно обновить на протяжении 14,7 лет, что, в принципе, даже меньше чем средний срок эксплуатации троллейбуса в Европе.
Еще одна важная тенденция, которая проявилась в 2019 году – троллейбусы начали собирать не только на специализированных заводах, но и силами эксплуатирующих предприятий. Пример тут, в принципе, показала Одесса, которая еще в 2018 году на основе кузова старого чешского троллейбуса «Skoda 21Tr» построила электробус с динамической зарядкой (троллейбус с автономным ходом – называйте как хотите). Если учесть то, что электронная «начинка» троллейбуса была заменена практически полностью, то можно говорить, фактически, о сборке новой машины. Таким же путем в 2019 году пошла Винница, однако для сборки троллейбусов она использовала новые кузова МАЗ 203 белорусского производства и украинскую электронику компании «Политехносервис». За 2019 год таким образом было собрано четыре троллейбуса с автономным ходом. Производство таких троллейбусов планируется продолжить и в 2020 году. Кроме этого о возможности сборки троллейбусов силами депо также заявил и мэр Запорожья Владимир Буряк. На эту тенденцию, в первую очередь, должны обратить внимание ключевые производители электротранспорта Украины – если «отверточная» сборка троллейбусов в условиях депо оказывается более выгодной, чем закупка серийных троллейбусов, то производителям нужно пересматривать свою ценовую политику. В первую очередь это касается «Богдана» и «Электрона», стоимость машин которых как правило выше, чем у их конкурентов – «Литана» и «Эталона».